Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Харченко Елена Александровна | |||
30.05.2024 20:21 | |||
Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром Харченко Е.А. Первоначальный этап освоения словаря детьми младшего дошкольного возраста в условиях детского сада связан с решением основной педагогической задачи – введением ребенка в новые социально-бытовые условия. Развитие словаря детей происходит в процессе общения дошкольника с предметами окружающего мира в разных видах деятельности. Большое значение словаря для обогащения и его активизации имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе. Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы. Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря. Словарная работа проводится в процессе реализации всех образовательных областей программы. Например, в процессе изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; занятия физической культурой помогают уточнить и закрепить глаголы движения, пространственные ориентировки. Большое значение имеет определение последовательной работы над словом. Целенаправленная работа по развитию словаря включает в себя ряд этапов:
Эти этапы имеют разную продолжительность в зависимости от степени сложности лексики и ее близости детскому опыту. Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняя и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картинку, послушать сказку). Обучение носит подгрупповой и индивидуальный характер. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет или все вместе. Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности. Список использованных источников и литературы
|