«Творческое рассказывание, как средство развития связной речи детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Харченкова Нина Егоровна | |||
19.05.2024 08:10 | |||
«Творческое рассказывание, как средство развития связной речи детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста». муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8» Подготовила: учитель-логопед Харченкова Нина Егоровна Курск, 2024 Речевая функция является одной из важнейших психических функций чело-века. К числу главных задач работы с детьми старшего дошкольного возраста относится формирование у них связной речи. В современном мире огромное разнообразие всяких приспособлений: интерактивные игрушки, мультфильмы, развивающие программы на смарт-фоны, детские планшеты и тд! Согласитесь, не все это приносит пользу.
Диагностика показывает, что у детей плохо развита связная речь: дети за-трудняются пересказывать тексты, испытывают сложности в сочинении рас-сказов по сюжетной картине, по серии картин, из опыта, словотворчестве, не используют все части речи. Большинство детей затрудняются в аргументировании суждений, не могут поддержать беседу, высказать свою точку зрения, не умеют делиться со взрослыми и сверстниками разнообразными впечатлениями. Многие дети владеют бедным словарным запасом. Следовательно, у детей необходимо целенаправленно развивать связ-ную монологическую речь, а также продолжать формировать полноценную звуковую сторону речи. Актуальность темы заключается в том, что метод творческого рассказывания является эффективным средством для развития связной речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста, ведь сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества. Обучаясь творческому рассказыванию, ребенок учится находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. Иными словами, при творческом рассказывании совершенствуются все стороны речи ребенка — лексическая, грамматическая, фонетическая. Цель педагога – формировать у ребенка умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Творческое рассказывание – это речевая деятельность, результатом которой является придуманные детьми рассказы или сказки с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, новыми действиями с логически развивающимся сюжетом. Психологической основой творческого рассказывания является воображение. У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображе-ние, т.е. ребёнок воссоздаёт образы того, что ему уже известно. Наличие опыта, высокого уровня развития связной речи, ярких впечатлений – это основа творческих рассказов детей. Дети составляют рассказы реалистического характера, сказки, небыли-цы и т.д. Требования к рассказам детей:
Педагогические условия необходимые для обучения творческому рассказыванию:
Приёмы обучения творческому рассказыванию:
Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при за-креплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания. по концу рассказа педагога. 3) План рассказа — это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства. 4) Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые педагогом или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей по литературному образцу. 5) Подгруппами – «командами» — еще одна разновидность приема составления рассказа. Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы. Виды творческого рассказывания: - Замена героев и сохранение сюжета. - Изменение сюжета, но сохранение героев. Этапы и содержание работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода творческого рассказывания В работе широко использую методическое пособие: Нищева Наталия Валентиновна, Рассказываем по сериям картинок. Выпуск 1-3. (представление педагогам) Выпуск 1- подготовка к творческому рассказыванию Выпуск 2-3- обучение творческому рассказыванию. Ведущая деятельность: игровая (стоит только детям сказать: «А сейчас, мы поиграем!», они тут же оживляются и активно включаются в работу. Внимание на экран! (видеоролик с практических занятий). Заключение: Творческое рассказывание выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. От детей требуется уме-ние придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку, умение выбирать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер. Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. Литература
|