Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Творческое рассказывание, как средство развития связной речи детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».
Развитие речи у детей
Автор: Харченкова Нина Егоровна   
19.05.2024 08:10

«Творческое рассказывание, как средство развития связной речи детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».«Творческое рассказывание, как средство развития связной речи детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8»

Подготовила: учитель-логопед Харченкова Нина Егоровна Курск, 2024

Речевая функция является одной из важнейших психических функций чело-века. К числу главных задач работы с детьми старшего дошкольного возраста относится формирование у них связной речи.

В современном мире огромное разнообразие всяких приспособлений: интерактивные игрушки, мультфильмы, развивающие программы на смарт-фоны, детские планшеты и тд! Согласитесь, не все это приносит пользу.

 

Диагностика показывает, что у детей плохо развита связная речь: дети за-трудняются пересказывать тексты, испытывают сложности в сочинении рас-сказов по сюжетной картине, по серии картин, из опыта, словотворчестве, не используют все части речи.

Большинство детей затрудняются в аргументировании суждений, не могут поддержать беседу, высказать свою точку зрения, не умеют делиться со взрослыми и сверстниками разнообразными впечатлениями. Многие дети владеют бедным словарным запасом.

Следовательно, у детей необходимо целенаправленно развивать связ-ную монологическую речь, а также продолжать формировать полноценную звуковую сторону речи.

Актуальность темы заключается в том, что метод творческого рассказывания является эффективным средством для развития связной речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста, ведь сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества.

Обучаясь творческому рассказыванию, ребенок учится находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. Иными словами, при творческом рассказывании совершенствуются все стороны речи ребенка — лексическая, грамматическая, фонетическая.

Цель педагога – формировать у ребенка умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Творческое рассказывание – это речевая деятельность, результатом которой является придуманные детьми рассказы или сказки с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, новыми действиями с логически развивающимся сюжетом.

Психологической основой творческого рассказывания является воображение.

У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображе-ние, т.е. ребёнок воссоздаёт образы того, что ему уже известно.

Наличие опыта, высокого уровня развития связной речи, ярких впечатлений – это основа творческих рассказов детей.

Дети составляют рассказы реалистического характера, сказки, небыли-цы и т.д.

Требования к рассказам детей:

  • самостоятельность рассказа
  • композиционная целостность рассказов: начало, середина и окончание
  • художественная выразительность, целенаправленность.

Педагогические условия необходимые для обучения творческому рассказыванию:

  1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.
  2. Умение связно рассказывать, знание композиционного повествова-ния и описания.
  3. Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказ о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал».

Приёмы обучения творческому рассказыванию:

  1. Совместное рассказывание – прием, который представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Педагог выполняет самую сложную функ-цию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложе-ния, подсказывает последовательность, способы связи.
  2. Образец рассказа — это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.

Как разновидность образца рассказа используется

частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при за-креплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания. по концу рассказа педагога.

3) План рассказа — это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

4) Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые педагогом или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей по литературному образцу.

5) Подгруппами – «командами» — еще одна разновидность приема составления рассказа. Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Виды творческого рассказывания:

- Замена героев и сохранение сюжета.

- Изменение сюжета, но сохранение героев.

Этапы и содержание работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода творческого рассказывания

В работе широко использую методическое пособие: Нищева Наталия Валентиновна, Рассказываем по сериям картинок. Выпуск 1-3. (представление педагогам)

Выпуск 1- подготовка к творческому рассказыванию

Выпуск 2-3- обучение творческому рассказыванию.

Ведущая деятельность: игровая (стоит только детям сказать: «А сейчас, мы поиграем!», они тут же оживляются и активно включаются в работу.

Внимание на экран! (видеоролик с практических занятий).

Заключение:

Творческое рассказывание выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. От детей требуется уме-ние придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку, умение выбирать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Литература

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки. // Дошкольное воспитание. 12/1998.
  2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 1999. – 272 с.
  4. Ашиков В. Планета сказок. // Дошкольное воспитание. 6/2001.
  5. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития, «Академия К», 1998. – 240 с.
  6. Ворошнина Л. М. Творческое рассказывание// дошкольное воспитание. – 1982. — № 9.
  7. Гурович Л. М., Панкратова М. Л. Обучение дошкольников 5 – 6 лет сочинению сказок// Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – Л., 1985. – 159 стр.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоус», 1998. – 352 с.
  9. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М.: Просвеще-ние, 1978. – 112 с.
  10. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
  11. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.; Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год