Материал для родителей в рамках детско-родительского клуба «Речевое развитие малышей» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Агапова Альбина Анваровна | |||
17.05.2024 09:01 | |||
Материал для родителей в рамках детско-родительского клуба «Речевое развитие малышей» Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я предлагаю вам поговорить на тему: «Речевое развитие малышей» Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, теперь заменяют телефон, телевизор и компьютер. И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья, психического развития и, прежде всего отставание в речевом развитии. Так же режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание. Так же вредна соска, если малыш сосет ее долго и часто. Закономерности, которые необходимо знать родителям:
1. Звуки речи усваиваются ребёнком по принципу от лёгкого к трудному. -На 1-2-м году жизни ребёнок произносит только гласные звуки А, О,Э и губные согласные П, Б, М (язык не участвует). Именно из этих звуков и состоят самые первые слова ребёнка: мама, папа, баба. -В период от 2 до 3 лет ребёнок усваивает гласные звуки И, Ы, У и следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных: Ф, В; Т, Д, Н, К, Г, X и звук Й. Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития. -В возрасте от 3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, 3, Ц, а потом шипящих Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции. Не случайно у многих детей именно на этих звуках впервые проявляются нарушения звукопроизношения. -В возрасте 5-6 лет ребёнок овладевает артикуляцией самых сложных звуков, к которым относятся Р и твёрдое Л. Правильное звукопроизношение предполагает очень тонкую и точную работу мышц языка. У детей с хорошо развитой речевой моторикой эти звуки могут появиться и раньше. Чем же мы взрослые можем помочь детям, имеющим различные речевые нарушения?
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики. Выкладывание из счетных палочек и карандашей простейшие фигуры, предметы и узоры развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление. Так же полезными будет: запускать мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку; рвать на мелкие кусочки бумагу; сжимать и разжимать кулачки, «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро; хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе; собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались); нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; складывать матрешек, играть с вкладышами; рисовать рукой и пальцами в воздухе; играть с песком, водой; рисовать мелом, различные шнуровки, застегивание пуговиц, массаж пальчиков. Игры с мелкими предметами выполняйте под контролем взрослого. 4. В видах деятельности рисование, лепку, аппликацию, конструирование происходит сенсорное развитие, имеющее особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. 5. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк, вскоре он начнет петь небольшие песенки целиком, пойте и вы с ним. 6. Рассматривайте с ребенком иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи окажут вам помощь. 1. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко». 2. Используйте прием, который состоит в том, что взрослый как бы становится «глухим» и «не понимающим». Например, если малыш, показывая жестами на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно, он будет возмущен, но вскоре активизирует свои речевые возможности. 3. Следующий прием, дополняйте все высказанное малышом. Например, он говорит: «Суп», — вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». 4. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?». Уважаемые родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению речевых нарушений у детей, тем эффективнее будут результаты! Агапова А. А.
|