Моя педагогическая находка «Развитие речи ребенка через движение» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Санникова Алена Андреевна | |||
16.05.2024 22:59 | |||
Моя педагогическая находка «Развитие речи ребенка через движение» В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. Человек, вступающий сегодня в жизнь должен увидеть, услышать, понять и запомнить гораздо больше информации, чем 10 или 5 лет назад. Взаимодействуя с окружающим миром, дети развивают свои способности, усваивают общественные нормы, расширяют свой кругозор. Естественно, что данный процесс требует напряжения, усилий, концентрации внимания от ребёнка. Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Этот вопрос лег в основу науки о кинезиологии.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» — наука т. е. наука о движении, а если быть точнее, то Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Таким образом, совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движения тела и пальцев. То есть, развивающая работа должна осуществляться в направлении от движения к логическому мышлению, а не наоборот. С этой целью и были разработаны комплексы специальных упражнений: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки и т.п. под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребёнка происходят положительные комплексно структурные изменения. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования ставит перед, нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». В своей работе я ежедневно включаю кинезеологические упражнения в образовательную деятельность, стараюсь обогатить развивающую среду (в соответствии с возрастом и возможностями детей). Большинство упражнений рассчитаны на детей от 3 лет. У меня уже был опыт внедрения кинезеологических упражнений с детьми средней группы. И мне показалось, что многое уже упущено, поэтому теперь эти упражнения я начала внедрять с ясельной группы. Начинаем с простого, и как мне кажется эти упражнения помогаю в адаптации детей к детскому саду. Так что же такое кинзиология? Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика и многие другие. Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология. Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о нём, как о оригинальном способе оздоровления детей. Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Поэтому, чтобы простимулировать интеллектуальное развитие ребёнка, необходимо использование кинезиологических упражнений. Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объёме способны справиться с этой задачей. Кинезиологические упражнения условно можно разделить на несколько групп:
- Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения - Массаж – воздействует на биологически активные точки Дыхательные упражнения Опыт работы показывает, что одним из самых популярных видов упражнений в детском саду относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс работ по укреплению общего здоровья ребенка. Использование дыхательной гимнастики помогает:
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи. 1. «Свеча» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 2. «Дышим носом» Подыши одной ноздрей, и придет к тебе покой. Исходное положение – о. с. 1 — правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 — как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. 3. «Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.. 1. «Глазки» Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их поскорее. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (1 мин.) 2. «Глазки» Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону). 3. «Глазки» Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда. Массаж – воздействует на биологически активные точки. Данные упражнения провожу с использованием различных тактильных дорожек, дощечек, шариков, мячиков и др. тренажеров, желательно с музыкальным сопровождением. Я предпочтение отдаю музыкальным играм Е. и С. Железновых. Игровой массаж «Ладошка» (со сменой рук) (1) Твоя ладошка – это пруд, медленно водить согнутым указательным По ней кораблики плывут. пальцем по ладошке (2) Твоя ладошка, как лужок, дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки А сверху падает снежок. (3) Твоя ладошка, как тетрадь, указательным пальцем «нарисовать» В тетради можно рисовать солнышко и др. (4) Твоя ладошка, как окно, потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак Его помыть пора давно. (5) Твоя ладошка, как дорожка, осторожно переступать пальцами обеих рук А по дорожке ходят кошки. Упражнение с мячом ежиком Я мячом круги катаю Взад-вперед его гоняю Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк- Мяч летает между рук. (Крупенчук стр 18) Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения. Как правило проводятся лежа под музыку. Но мы сегодня попробуем расслабиться сидя. 2. «Путешествие на облаке» Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. 1. «Домик» Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз) 2. «Ладошка» С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз) 3. «Ухо-нос» Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение. Кинезиология это та технология, которая не требует больших затрат, (у каждого воспитателя в группе есть прищепки, мячики, крышки, бусины…) она настолько проста в применении, что ее можно использовать в любой ситуации. Да, есть конечно и специальные тренажеры. Но многие из них можно сделать своими руками. Можно привлекать родителей для изготовления тренажеров, проводить мастер классы с детьми для родителей, Проводить семинары по данной теме с практическими упражнениями. Родителям воспитанников нравится применять данные упражнения, особенно когда необходимо занять ребенка, например, при долгом ожидании транспорта. Данную технологию можно применять с любого возраста, главное условие необходимо подбирать упражнения от простого к сложному и регулярно их выполнять. Выполняя данные упражнения со своими детьми, я отметила, что у них развиваются интеллектуальные и творческие способности, способность к обучению, усвоению и восприятию информации. По моим наблюдениям у воспитанников улучшилась речь, память, внимание, пространственные представления. Систематическое проведение упражнений способствовали формированию мелкой и крупной моторики, у воспитанников снизилась утомляемость.
|