Речевое развитие воспитанников раннего возраста в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в разных видах деятельности |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Левенберг Елизавета Игоревна | |||
03.04.2024 18:01 | |||
Речевое развитие воспитанников раннего возраста в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в разных видах деятельности ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Левенберг Елизавета Игоревна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Мурманск Введение: Ранний возраст чрезвычайно важен с точки зрения разностороннего развития ребенка, когда всё впервые – речь, игра, первые представления о себе, об окружающем мире. Овладение языком — это одно из самых выдающихся достижений раннего детства. Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Учитывая важность данной проблемы, в детском учреждении необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста. Специально организованное пространство должно способствовать успешному речевому развитию. Очень важно использовать для развития речи любую деятельность. Для раннего возраста ведущий вид деятельности является предметный. Целью работы стал поиск различных подходов для развития речи детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Для реализации цели были поставлены задачи: обогащать пассивную речь воспитанников, формировать собственную активную речь, прививать интерес к различной художественной литературе, стимулировать малышей к повторению коротких стихов, отдельных слов и фраз. Содействовать становлению ситуативно – делового общения со взрослым и эмоционально – практическому общению со сверстниками. 1. Организация образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников групп раннего возраста Работа по развитию речи детей раннего возраста состоит из следующих направлений: 1. Развитие речи. − Работа в развивающей речевой среде способствует развитию речи как средства общения. Для этого даем детям разнообразные поручения, которые дают им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. − Формирование словаря. Учим понимать речь взрослого без наглядного сопровождения. Обогащаем существительными, глаголами, прилагательными и наречиями − Звуковая культура речи. Упражняем детей в произнесении изолированных гласных и согласных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз. Способствует развитию голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. − Грамматический строй речи. Учим согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи предлоги. − Связная речь. Помогаем детям отвечать на простые и более сложные вопросы. 2. Приобщение детей к художественной литературе. - Читаем художественные произведения, сопровождая чтение показом игрушек, а также учим слушать различные произведения без наглядного материала - Сопровождаем чтение небольшими игровыми действиями. - Приобщаем детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, побуждаем называть знакомых персонажей и т. д. Так же для развития речи воспитанников используются различные дыхательные упражнения, артикуляционные гимнастики. Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальны методы и приемы работы, при помощи которых дети активно общаются и проявляют интерес к речевой активности.
Так же во время образовательной деятельности активно используются артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультурные минутка, во время которых дети повторяют (пробуют повторить), проговаривают вместе с педагогом знакомые слова. 2. Взаимодействие с семьями воспитанников по речевому развитию детей раннего возраста Одним из этапов формирования личности служит активное речевое развитие. Большую роль играет его окружение, то есть родители и педагоги. То как с ребенком общаются, сколько времени уделяют на развитие речи зависит уровень усвоения языка. От взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников зависит успех их воспитания. Задача детского сада делиться с родителями педагогическими знаниями, в частности навыками по методике развития речи. Работа по взаимодействию педагогов и родителей может включать следующие мероприятия:
Так же можно применять досуговые формы организации общения с родителями:
- совместные игры детей с родителями (словесные, хороводные, народные и др.). Таким образом, результативность сотрудничества даёт положительный результат в развитии речи детей. Взаимодействие педагогов с родителями – это необходимое условие полноценного речевого развития детей раннего возраста. 3. Создание предметно — пространственной среды группы для реализации задач речевого развития детей раннего возраста Речевая деятельность зависит от того как устроено все вокруг детей, предметно – развивающая среда, из каких игрушек, иллюстрированного материала, оборудования и пособий состоит, как расположены и доступны ли детям. Мебель в групповой комнате размещена так чтоб педагогу было удобно подойти к каждому ребенку во время игр и занятий. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей в группе создано пространство для подвижной деятельности. Предметно – пространственная среда должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику образовательной организации и включать: оформление помещений, оборудование, игрушки. Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной. При выборе материалов и игрушек для предметно – пространственной среды необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать задачам детей раннего возраста. С целью создания эффективной развивающей предметной среды в группе раннего возраста для речевого развития детей:
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Главное назначение сенсомоторного уголка вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами. В группе 2-3 года в соответствии с возрастом детей организована обстановка, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, использование которых способствует развитию мелкой моторики рук и, соответственно, становлению речи. Это разнообразные шнуровки, пирамидки, ленточки для скручивания, разноцветные кубы, бусы, цветные гвоздики, грибочки. втулки, разноцветные воротца для прокатывания цветных шаров, крупная мозаика, разнообразные игры с прищепками, тактильные коврики, бизиборди т.д. Решение задач речевого развития пронизывает все области стандарта и разные виды деятельностей. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Игровые уголки, настольные игры, наличие материала для конструирования и познавательно-исследовательской деятельности. Вгруппе созданы необходимые условия для проведения сюжетных игр: «Больница», «Семья», «Автобус» и т. д., что способствует развитию речи детей. Важную роль в овладении детьми навыками речи играет театрализованный уголок. В групповом помещениисозданы условия для реализации театрализованной деятельности в соответствии с возрастом воспитанников. В группе раннего возраста имеются настольные театры по сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя». «Маша и медведь», теневой театр «Колобок», для показа на фланелеграфе: «Курочка ряба». «Колобок», «Репка»; маски и костюмы различных персонажей. Так же имеется пальчиковый театр, Бибабо, театр на палочках, вязаный театр и настольный театр, плоскостной театр с разнообразными героями, где малыши совместно с взрослым может придумать свою сказку. По необходимости в группу вносится настольная или напольная ширма для показа кукольного театра. Развитию речевой активности способствуют игры-драматизации, которые развивают интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Организация образовательного пространства группы, разнообразие материалов, оборудования позволяет осуществлять речевое развитие детей не только в процессе занятий. Таким образом создавая предметно – пространственную среду для реализации задач по развитию речи детей раннего возраста, необходимо учитывать психологические основы взаимодействия участников воспитательно–образовательного процесса и психологические особенности группы, на которую нацелена данная среда. Заключение В результате грамотной организации предметно – пространственной среды и образовательной деятельности, используя разнообразные и интересные формы работы, а также правильно подобранного дидактического материала, игр и пособий можно сделать вывод, что все это способствует активизации речи малышей, повышению интереса общения со взрослым. Имеет положительное влияние на разностороннее развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.
|