Методическая разработка по теме: «Влияние коммуникативных игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Рашева Марина Александровна | |||
12.03.2024 13:07 | |||
Методическая разработка по теме: «Влияние коммуникативных игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» Составитель: М. А. Рашева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43» г. Биробиджан. АННОТАЦИЯ: В последние годы воспитатели, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с дошкольниками, все чаще отмечают проблему развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Это обусловлено отсутствием контакта с окружающими, «лучшими друзьями» детей стали современные гаджеты – компьютеры, телефоны планшеты и т.д. Современные дети все меньше времени проводят не только с взрослыми, но и друг с другом. Мы стали забывать, что простое человеческое общение обогащает жизнь детей, привносит яркие краски в сферу их ощущений.
Наблюдая в течение дня за детьми в дошкольном учреждении, очевидно заметно неумение детей общаться как со сверстниками, так и с взрослыми. Дети часто вступают в конфликты друг с другом из-за неумения договариваться и приходить к единому мнению. И тут очередь воспитателя прийти к ним на помощь. Общение предполагает понимание людьми друг друга, а в этом существенную роль играют коммуникативные игры. Играя, дети развиваются, и проявляют свои коммуникативные умения и навыки, позволяющие корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Дети «впитывают в себя» опыт общения сверстников и взрослых людей. Ещё не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Коммуникативные игры позволяют пережить те эмоции, которые помогают ребёнку на игровом уровне уметь контролировать или воздерживаться от них. Данная методическая разработка раскрывает возможность использования различных коммуникативных игр для речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Коммуникативные игры, описанные в данной методической разработке, могут быть использованы педагогами в ДОУ в работе по развитию речиу детей дошкольного возраста. Использование таких игр способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее и в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Пояснительная записка «Игра — это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире" (В. А. Сухомлинский) Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Уже в дошкольном возрасте каждый ребёнок – это индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходи обмен информацией. Основными средствами общения людей является речь. А хорошая речь — это важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь ребёнка не является врождённой функцией. Для маленького ребенка все сложно. Ребенок постепенно, вместе с его ростом, на основе опыта общения развивает в себе коммуникативные умения. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в рассматривались в трудах А. А. Бодалева, А. А. Брудного, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, М. С. Кагана, М. И. Лисиной, Н. И. Шевандрина, Я. А. Яноушека и др. Поскольку мы говорим о коммуникации, нужно уточнить что означают понятие «коммуникативные навыки». Развитию коммуникативных навыков ребенка в значительной степени способствует эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка, на протяжении всего периода развития коммуникативных навыков. Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте формируется совместно с процессом овладения невербальными и вербальными компонентами речи, в различных видах деятельности являющимися ведущими на определенном возрастном этапе развития ребенка, т.е. в предметно-практической деятельности и игре, которые неразрывно сопровождаются эмоциональным общением ребенка с окружающими. У истоков развития коммуникативных способностей стояли психологи и педагоги: М.И. Лисина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др. Ряд авторов педагогов и ученых, какЩуркова Н. Е., Мухина В. С., Аникиева Н. П. выделяют в качестве одной из главных потребностей ребенка, потребность в общениис взрослым: потребность во внимании и доброжелательности взрослого; нужда в уважительном отношении взрослого возникает на фоне познавательной деятельности детей; потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого возникает в связи с интересом взаимоотношений и обусловлена овладением социальными нормами; потребность необходима для эмоционального спокойствия и удовлетворения необходимых потребностей, на определенном этапе жизни. В трудах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.В. Запорожца, Т.А. Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Т.Д. Марцинковская подчеркивает, что общение со взрослым формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребенка. Общение со сверстниками актуализирует это знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя Как известно, игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому для развития коммуникативных способностей дошкольников эффективно использовать игровой метод. Коммуникативные игры играют, важную роль они позволяют, выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки, научить выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами, дети становятся более раскрепощенными и общительными. Играя, дети «впитывают в себя» опыт общения старших и своих сверстников. Игра позволяет пережить те эмоции, которые помогают ребёнку на игровом уровне уметь контролировать или воздерживаться от них. В настоящее время, коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста широко используютсяпедагогами, чего нельзя сказать о младшем возрасте. А как известно, дети младшего дошкольногодети испытывают трудности вобщении как с взрослыми, так и со своими сверстниками: не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш! В связи с этим, можно сделать вывод, что для стимулирования коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста необходимо использоватьспециальные игры и упражнения. Данная методическая разработкавключает в себя коммуникативные игры, направленные на развитие внимания и интереса к сверстникам, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, развитие умения входить в контакт и вступать в диалог, развитие навыков задавать вопросы, обмениваться репликами, развитие навыков согласовывать свои действия с действиями партнера. Цель: развитие речи посредством использования коммуникативных игр с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи:
Материал составлен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности. Основной материал Коммуникативное развитие осваивается детьми в разных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности, включающей предварительную работу:
Данная методическая разработка, которая может быть полезна для педагогов, взаимодействующих с детьми младшего дошкольного возраста. Педагоги, найдут для себя систематизированный комплекс игр на развитие коммуникативных навыков, в соответствии с возрастной категорией детей и уровнем развития коммуникативных навыков, а неработающие, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие. Игры на общение позволяют выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки, научить выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами. Практический опыт работы над этой темой показал, что игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки: побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Каждая коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас. Но это и не театр – т.к. здесь нет зрителей – все актёры, как в жизни. В любой группе появляются какие-то неожиданные повороты, открытия. Алгоритм проведения коммуникативной игры. Алгоритм проведения коммуникативной и речевой ритмической игры прост и сложен одновременно, так как в нём нет «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков и самого воспитателя группы, владения им способами художественно- творческой деятельности, готовности к сотрудничеству, и особенностей коммуникации участников группы. Алгоритм вариативен. Наличие в каждой игре всех элементов не обязательно. «Текст». Руководитель, предварительно объяснив правила игры, которые изложены выше, сам выразительно произносит отдельное слово или текст, играющие повторяют за ним. Огромное значение имеет эмоциональное отношение к Слову самого говорящего. Чувственный опыт дошкольника не очень богат, поэтому взрослый сознательно раскрывает перед ним веер эмоциональных состояний человека, прибегая к словесному языку чувств. В играх слова и фразы можно произнести: радостно, празднично, бодро, бойко, живо, игриво; энергично, решительно, смело, гордо, уверенно, с достоинством; таинственно, странно, причудливо, загадочно, замысловато; порывисто, пылко, пламенно, с жаром, кипуче, бурно, запальчиво; величественно, победно, пламенно, пышно, шумно, восторженно; тяжело, мощно, неуклюже, угловато, напряженно, неловко; спокойно, мирно, просто, светло, добродушно и т.д. Например, можно сравнить с детьми произнести слово «Здравствуйте» высоко и низко, с восходящими и нисходящими интонациями; громко и тихо, усиливая и ослабляя силу звука; чередуя высокое и низкое, тихое и громкое звучание. Можно произносить в быстром и медленном темпе; с паузами; плавно, отрывисто и т.д., и т.п. И когда то дети произносят, то потом понимают, что нужно здороваться радостно, добродушно. Не случайно Карл Орфф считал человеческий голос первоосновой музыки. «Звуковые жесты». Текст сопровождается различными звуковыми жестами -хлопками, шлепками, щелчками пальцев и т.п., которые быстро и произвольно меняются, что позволяет придать игре высокую динамичность. Так например, произнося любую пальчиковую гимнастику, можно щелкать пальцами, хлопать в ладоши и сразугруппа оживляется. А затем дети «Свои» придумывает движения и жесты, по очереди (не повторяясь), тогда как остальные должны успеть повторить за ним. Позднее вместо звуковых жестов, если возникнет такая потребность, могут быть использованы различные шумовые инструменты. «Действующие лица». Ведущий предлагает всем вместе произнести слово или текст от имени разных персонажей. Например, слово «молоко» мы произносили высоко и тоненько, как поет маленькая птичка; тяжело и громоздко, как огромный басит Великан; медленно и плавно, как молочная река несет свои величавые белые волны или «кипуче», как кастрюля с кипящим молоком. Пыталось «говорить» даже металлическое ведро, в которое налили парного молока… Важно, что различные «герои» могут находиться в разных эмоциональных состояниях, что у них очень разные характеры. От этого звучание слова очень сильно меняется, а его множественное повторение не покажется скучным и однообразным. Такой «повтор без повторения» помогает всем довольно быстро усвоить даже сложный текст и в дальнейшем обыгрывать его с лёгкостью. «Пространство». Необходимо задействовать реальное и воображаемое пространство, сопряжённое с содержанием текста. Например, можно представить, что мы плаваем и ныряем в молочной реке с кисельными берегами. А вот молоко удивительным образом превратилось в белоснежную шляпу на нашей голове. Можно покататься на облаке, которое появилось, когда у мамы выкипело всё – всё молоко… Наша практика показала, что как только мы пытались «шагнуть» за пределы бытового звучания Слова, мы слышали и видели бесконечное, потрясающее воображение Пространство слова, его удивительную способность к трансформации, его неисчерпаемое богатство! Мы открывали для себя потаенную дверь в это Пространство и устремлялись туда, с радостью и вдохновением. Например, в игре «Космонавты» детям предлагали надеть воображаемые скафандры, а взрослый, дотрагиваясь до детей, приговаривал: «Какие прочные, тёплые, мягкие, как красиво сидят на вас, элегантные, добротные…» Затем детей просили описать подробнее, как выглядит «его скафандр», из какого материал сделан. В коммуникативной игре «Пяточки» детям нужно сначала поздороваться пятками: ласково, сердито, чуть касаясь друг друга, любезно кланяясь друг другу, с сильным нажимом…Затем и пальцы рук, могут «приветствовать» друг друга по-разному. Руководитель группы демонстрирует, как соединяются различные пальцы на двух руках, например, мизинец и большой, указательный и безымянный и т.п., дети сначала повторяют на своих руках, а затем выполняют упражнение в парах, ориентируясь на правую или левую руку ведущего. Задание усложняется ускорением смены пальцев, различными сигналами, после которых контакт необходимо прекратить. Например, на слово ведущего: «Новая пара», играющие должны быстро найти другого партнера и соединить пальцы правой и левой рук так, как показывает педагог. Когда игра усвоена, нужно придумать свой, оригинальный способ «поприветствовать» друг друга, придумывать свои варианты. По -началу кажется, что все варианты уже проиграны. Но, когда в процессе живого общения «открывается второе дыхание», можно увидеть, что значит: «нет предела человеческой, (особенно детской) фантазии»! Особое оживление в группе возникало при появлении непредсказуемых детьми способов соединения пальцев (при изменении позиций рук). Постепенно качество исполнения и быстрота реакции детей на выполнение задания возрастало. Дети начинали легко справляться с довольно сложными «композициями», при этом особый интерес у них возникал при составлении своих вариантов. «Диалоги». Очень важным «шагом» в развитии коммуникативной игры является переход к диалогам. Как правило, группа делится на подгруппы. Вариантов может быть бесконечное множество. Например, считалка «Где ты, сон?» ( «Где ты, Сон? — Дома. Кто с тобой? — Дрёма. Рядом кто? Угомон. Кто не спит, выйди вон!»), в результате «диалогового» осмысления может превратиться в увлекательную историю. В дремучем лесу, на высоком дереве сидел старый Филин и горевал. Много-много дней назад он потерял свой Сон и теперь никак не мог уснуть. Филин ужасно устал. Он вздыхал и спрашивал: — «Где ты, Сон? Где ты, Сон?». И вдруг слышит старый Филин, как темный куст зашевелился и тягучим, убаюкивающим голосом отвечает ему Сон: — «Дома, дома…». Филин снова спросил, а Сон ответил. Филин чуть громче спросил, а Сон очень тихо пробормотал: — «Дома, дома…». Летела мимо Сорока -Стрекотуха, удивилась, что Сон разговаривает, и тоже спросила … (каждый раз текст повторяется). Участники группы включаются в игру. Они сначала все вместе говорят от имени Филина, Сороки, Сна. Дальше диалог может проходить между взрослыми и детьми, между группой и одним ребенком, двумя и тремя детьми поочередно и т.п. «Ритмические диалоги». Это особая форма групповой коммуникации. В данном случае, хорошо усвоенный текст, проговаривается «про себя». Руководитель начинает хлопками (или, как-то иначе) ритмизировать текст. Например, он «озвучивает» первую строчку, а остальные участники группы должны продолжить в том же ритме вторую строчку. Третью строчку снова — руководитель, а последнюю- один из членов группы, подгруппа или вся группа. Можно поменять ритмический рисунок и «в режиме диалога» продолжить игру. Нужно предложить детям и взрослым как можно больше различных средств языковой выразительности и учить их использовать эти средства по своему усмотрению. В каждом конкретном случае взрослые в сотворчестве с детьми могут найти все новые и новые способы художественного осмысления живого слова. Например, проговаривая загадку про воду ( «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, я летаю и бегу, и стеклянной быть могу») участники группы, перевоплощаясь в тучу, туман…пытаются передать жестами, мимикой, телодвижениями разные состояния воды. Взрослые, поначалу сдержанные в своих проявлениях, со временем начинают проявлять «чудеса» пластичности «языка и тела». Слово оживает в широких взмахах рук, каких — то таинственных «туманных» выражениях лиц. Самое интересное, что дети и взрослые, объединяются, каким — то удивительным образом и начинают понимать друг друга каким — то особым, только им понятным способом. Например, скороговорка «Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор» может быть разыграна следующим образом. Детям объясняют, что Егор внимательный, заботливый, трудолюбивый, узнал, что у бабушки Федоры забор покосился-повалился, решил отремонтировать. Слово топор можно поменять на молоток, так как маленьким детям будет понятней. Дети идут по кругу, каждый несёт воображаемый топор, (кто на весу, кто на плечах…) и произносят слова: «Шел Егор через двор, нес молоток чинить забор. Дети изображают, как шел Егор (тяжелой поступью, большими шагами, торопился). Как Егор нёс молоток легонький, тяжеленный. Спозаранку Егор поднялся, молоток вместо гимнастической палки взял, идет, по дороге зарядку делает. Виды коммуникативных игр. Приветствия Игры-приветствия привлекательными для играющих. Например, в игре «На вокзале» могут принять участие две группы детей (а позднее детей и взрослых): «провожающие» и «уезжающие» или «встречающие» и «прибывающие». Заранее участники групп выбирают пару или нескольких партнеров, договариваются, кто какую роль будет выполнять (бабушки, мамы, друга, зарубежных гостей, сказочных героев…). При «встрече» всем необходимо «проявлять» свои чувства по-разному: маму — обнять, друга — похлопать по плечу, а с «иностранцами» — поздороваться очень корректно. «Здравствуйте». Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами... «Ой, здравствуйте!». Гуляют свободно по залу, по сигналу ведущего или с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто находится рядом. Например, маленькие дети любят «Обнимашки», гладят друг друга, касаются пальчиками, кладут руки на плечи и т.д. «Иностранцы». Придумывают свои собственные приветствия "иностранные", "инопланетные". «Хоровод». По кругу идут друг за другом, напевая слова: Ровным кругом друг за другом, мы идем за шагом шаг. Затемостанавливаются, поворачиваются друг к другу и поют: дружно вместе поздороваемся вот так: «Здравствуй!», выбирая, как поздороваться: мизинчиками, большим пальцем, тыльной стороной ладони... Игра «Встречные поезда» проводится в двух концентрических кругах. Участники «паровозиком» движутся в противоположных направлениях под музыку. По окончании музыки «выглядывают в окошко» ( «окно» образуется соединением рук), приветствуют пассажиров встречного поезда (здесь уместно вспомнить упражнение «Пальцы здороваются по-разному»). Можно помахать шляпой, послать «воздушный поцелуй», или сообщить какую-то важную новость. Затем участники игры должны придумать свои варианты приветствий. Чтобы в парах «встречались» разные дети, нужно использовать музыку с различными по длине фразами. Интересно проходит игра, когда вагоны «соединены» каким-нибудь необычным способом, например, легким касанием указательных пальцев, руками, согнутыми в локтях и т.п. «Волшебная поляна». На волшебной поляне, где все растения, животные, предметы живые и говорящие, дети превращаются в журчащий ручей, скрипучий пень, стройную березу, шелковую траву... Ведущий ходит по поляне и здоровается с детьми. Дети отвечают, стараясь передать игровой образ. В дальнейшем, роль ведущего могут выполнять дети. «Настроение». Дети здороваются в различных настроениях... «Кто поздоровался?» Один из детей стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей говорит или поет: «Здравствуй, Ваня!». Водящий подходит к тому, кто, по его мнению, с ним поздоровался и пожимает ему руку. «Дети и взрослые». Одни дети превращаются во взрослых, другие — остаются детьми. Нужно показать, как "не нужно здороваться" и детям, и взрослым. "На дорожке приветствий". Дети идут друг за другом и "цепочкой" называют, не повторяясь, слова приветствий, если слов «не осталось», тогда повторяют названное, но произносят его или с новой интонацией, или в другом настроении, или с каким-то жестом... «Придумай приветствие» для любимой игрушки, для мамы, когда она придет в садик, для бабушки, для маленького-маленького ребенка... (Аналогично проводятся коммуникативные игры «В гости») Игры с именами. Потенциальные возможности для развития коммуникативных навыков несут в себе коммуникативные и речевые игры с именами. Играющим предлагается по очереди проговорить с разными интонациями или пропеть свое имя — большое или маленькое. Имя можно пропеть, проговорить, прохлопать, сопровождать различными звуковыми жестами. Многолетняя практика показывает, какое восхищение и удивление всегда вызывает эта незамысловатая игра. А ведь здесь кроется какая — то тайна. Вспомним народные заклички. Обращение к Природе «по имени» через её проявления — Ветер, Дождь, Солнце… ( «Радуга — дуга, не давай дождя, давай Солнышка — колоколнышка!»), всегда наполняло особым энергетическим смыслом человеческое существование. Мы не одни, мы являемся частью Матери Природы, мы общаемся с ней, в каждом нашем имени тоже есть её сила и смысл. Постепенно участники игры накапливают способы проговаривания и пропевания своего имени и, помня о том, что нужно создать свой вариант, отличный от других, начинают исполнять собственные «маленькие арии» с огромным желанием. Здесь, впрочем, как и в других заданиях, удовлетворяется и потребность в самовыражении. Надо видеть, как блестят глаза у участников игры, когда они, выполняя, казалось бы, простые задания, создавали свои собственные «маленькие произведения»! Именно в этот момент каждый становится Творцом! Ритмические игры. Игры со Словом. Разновидностью коммуникативной игры является речевая ритмическая игра, которая проводится по тем же правилам, что и коммуникативная игра, но имеет свои особенности. Преимущественно это игра со Словом. Очень важно научить человека произносить (пропевать, ритмизировать) одно и то же Слово с всевозможными интонациями, оттенками, осмысляя его заново, находя в нём тончайшие оттенки. В игре Слово можно произнести удивленно и восхищенно, с вопросом и с угрозой, затаенно и жизнеутверждающе! Говорить можно высоким или низким голосом, тихо или громко, медленно или быстро. Кроме того, Слово произносится от имени какого-либо героя, который находится в определенном настроении или состоянии. Руководитель постепенно расширяет спектр выразительных средств, как бы «раскручивает по спирали». Сначала он сам демонстрирует, как может звучать слово, затем предлагает участникам детям произносить его, в различных вариациях, «не повторяясь». К примеру, обыгрывая считалку «Заяц Егорка» воспитатель предлагает всем сначала позвать кого-то на помощь зайке, который, «свалился в озёрко». Играющие «хором» проговаривая текст считалки: сначала медленно (так зовёт на помощь огромный медведь или лось), затем могут позвать ежи, совы, мышки… Постепенно текст проговаривается всё быстрее, выразительнее, тише (зовут на помощь бабочки, божьи коровки…). Текс сопровождается жестами. Потом предлагается каждому по цепочке придумать свой способ «призыва о помощи». Одновременно решается несколько задач: участники группового взаимодействия должны прислушиваться друг к другу, согласовывать свои действия и варианты ответов с товарищами, сдерживать себя в ожидании возможности высказаться, и, вместе с тем, находить оригинальные способы для самовыражения. Правила и принципы организации коммуникативных игр. Технология коммуникативных игр, проста и сложна одновременно, так как в ней нет «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков у самого руководителя группы, владения им способами художественно — творческой деятельности, готовности к сотрудничеству. Невозможно просто «прочитать» правила и провести коммуникативную игру: синкретическая «многомерная» информация передаётся как соционормативный опыт — «из уст — в уста». Правило 1. Круг. Принцип — «Глаза в глаза»: все стоят лицом друг к другу, где все члены группы видят друг друга. Правило 2. Разминка. Принцип — «Постепенное вхождение». Обязательно необходимо создать условия «вхождения» в ситуацию общения. Эти задания должны быть простыми, доступными, интересными. Здесь уместна шутка, интрига, неожиданное предложение. Например, поздороваться носочками ног, мизинцами, носами… Правило 3. Цепочка. Принцип — «Все-общение». Важным является условие, что в игре обязательно участвуют все дети и взрослые, выполняя задания по «цепочке» или по «выбору», друг за другом. Правило обговаривается заранее. Это «объективный закон игры», к которому постепенно привыкают все. Этот закон «освобождает» руководителя группы от необходимости выбирать, кто будет выполнять задание, позволяет изначально «скромным» выразить себя, а излишне активным -помогает сдерживать свои «порывы». Правило 4. Вариации. Принцип — «Креативность». Многократно и постоянно варьируются различные средства выразительности (интонационные, мимические, ритмические и т.п.). Обязательно учитываются ситуации, события, которые происходят с детьми и взрослыми в течение дня, в момент проведения игр. Правило 5. Не повторяй! Принцип — «Преодоление». Условие игры заключается в требовании: «не повторять за другими!». Дети и взрослые должны находить свои варианты ответов, стремясь «преодолеть образец», стараясь не подражать руководителю и товарищам. Повтор запрещен! В данном случае каждому ребенку предоставляется возможность сделать самостоятельный выбор, что может помочь в любой ситуации социального выбора. Правило 6. Фольклор. Принцип «Преемственность». Важнейшей особенностью коммуникативной игры является то, что она строится, как правило, на малых формах русского фольклора- величайшей традиционной ценности! (Материалом служат загадки, пословицы, поговорки, потешки, заклички и т.д.). Правило 7. Создавай ритм. Принцип — «Ритмичность». В речевой ритмической игре основой объединения группы является ритмическая пульсация. «Закон ритма правит всем!» Ритм — это, с одной стороны, форма организации игры, а с другой — безграничные возможности для творческой самореализации каждого её участника. Одних только ритмических приветствий можно придумать столько, что не хватит никакого времени их выслушать, а если ритмический рисунок придумывать, сочетая хлопки, шлепки, притопы и т.п., то каждый может создать целый «ритмический проект»! ПРИЁМЫ РАБОТЫ «Обогащение» В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, в этюдах — детям предлагаются задания, в которых они должны проявить свое собственное личное отношение к окружающим, используя различные комбинации средств эмоциональной выразительности. Предварительно детям дается некоторый «багаж» способов игры: а) темп — (медленно, с ускорением, умеренно)... ритм (различные ритмические рисунки) б) с разнообразными рисунками ( «показателями») в динамике (тихо, громко); качестве (шепотом, «в нос»); высоте звука; ( «скрипучим», таинственным, высоким голосом, низким) в)с варьированием интонаций (нисходящие, восходящие, восклицательные, вопросительные) г) с использованием всевозможных «звуковых жестов» (хлопки, щелчки, притопы... их сочетания, ритмизация,) д) с погружением в разные эмоциональные настроения в сочетании с вышеизложенными приемами е) с делением детей на подгруппы (А, Б, В) и «солистов» (С-1, С-2, С3) и "конструирование» различных сочетаний их взаимодействия (С1-А-С2-Б-С3-В); (С1-С2-А-С3-Б3... и т.д.) «Дирижер» Ведущий (взрослый или ребенок) произносит текст, сопровождая его различными звуковыми жестами, одновременно общаясь с детьми глазами, кивком головы, он «приглашает» к участию в игре ту или иную подгруппу Дирижер придумывает различные сочетания задания в речевых ритмических играх. Этот же прием используется в играх типа «Зеркало» «Эхо», «Повторяла»... «Создание художественного образа» а) детям предлагают превратиться в различных героев, персонажей, которые обладая определенными чертами характера (злой Ежик, добрая бабушка) могут находиться в различных настроениях, эмоциональных состояниях (Злой Крокодил — радуется, добрая бабушка — сердится). б) прием «оживления». Дети превращаются в предметы, которые могут обладать свойствами живой природы (Веселый Колпачок, Озорная Клякса, грустный Звоночек) или наделять явления природы человеческими качествами (тетушка Радуга, поющий Пень) в) «групповые проекты». Героев, наделенных всевозможными «Добродетелями» или «пороками», помещают в ситуации, выход из которых должны найти «реальные» дети, маленькие «творцы», «созидатели». Приемы фантазирования (их можно найти на сайтах ТРИЗ) «мозаика», волшебные свойства, смещение признаков, «несовместимые» сочетания, «путаница» во времени и пространстве (наряду с реальными событиями происходят сказочные, исторические и т.п.), «небывальщины», тайны, секреты, загадочные явления и т.п. Прием «извлечения». В каждом конкретном тексте, в сочетании слов, их значении находят возможности для варьирования выразительных средств. Например, текст: - «Дождик лей, лей, лей! На меня и на людей» -произносит лягушка, выбившаяся из сил, которая давно ждет дождя. -дождик очень мелкий, мелкий — так произносится и закличка -дождь капает сверху вниз, в тексте нисходящие интонации, с сопровождением соответствующих жестов -дождь усиливается, затихает…произносится со свободной ритмизацией с усилением и «затиханием» темпа, динамики, звучания, ритмической пульсации... -дети обращаются к дождю, к природе, но каждый просит «по — своему». Кто раскрывает ладони, кто складывает на груди руки, устремляя взгляд в небо, кто прыгает по лужам. Главное — все радуются. Приемы, направленные на преодоление негативных стереотипов поведения. Если в поведении детей проявляются негативные моменты, мешающие выполнению творческих заданий. а) взрослый реагирует на неадекватное поведение ребенка, дает возможность эмоционального реагирования и затем ставит ребенка в ситуацию выбора более подходящих способов поведения. б) педагог предлагает различные ситуации и привлекает всех детей к нахождению новых способов творческих действий. Заключение Игры, подобные описанным, использовались на занятиях, прогулках, совместной деятельности. В результате у детей группы улучшилась коммуникация. Даже те из них, у кого присутствовали выраженные трудности в экспрессивной речи, стали проявлять стремление общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои желания не только невербальным, но и вербальным способом. В результате использования коммуникативных игр:
- во время игр дети стали проявлять положительные эмоции: улыбаться и смеяться. Можно с уверенностью сделать вывод, что использование коммуникативных игр, оказывает благотворное влияние на развитие навыков общенияу детей. Список литературы.
|