Конспект организованной образовательной деятельности. Звуковая культура речи. Звук «Ш» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Харисова Гульнара Талгатовна | |||
12.03.2024 09:53 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности. Звуковая культура речи. Звук «Ш» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» возрастная группа: средняя Выполнил: воспитатель Харисова Гульнара Талгатовна, Педагогический стаж: 30 лет Цель: формирование правильного произношения звука[ш], изолированно, в словах и предложениях. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: грызет, бублик, трубочка Предварительная работа: д/и «Развиваем речь», д/и «Кто что делает?», разучивание чистоговорок, артикуляционная гимнастика. Методы и приёмы: наглядные, словесные. Средства реализации: мягкая игрушка Мышка, предметные картинки, раздаточный материал, пособие для дыхательной гимнастики, зеркала. Ход организованной образовательной деятельности: I. Организационный момент. Воспитатель: (вместе с детьми) Приветствие Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться не лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Дети! Посмотрите, у нас сегодня гости! Поздоровайтесь с ними! Подарим им улыбки и хорошее настроение! II Основная часть занятия Сообщение темы: Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы узнаете кто это. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышка) Воспитатель. Верно это Мышка Шуша. Она любит играть в разные интересные игры со звуками и буквами, поэтому пришла к нам не с пустыми руками, она принесла с собой интересные задания. -Какой звук я выделяю голосом в словах Шуша и Мышка? – Верно, это звук [ Ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем, но перед этим мышка Шуша, научит вас выполнять волшебную гимнастику для язычка, чтобы правильно произносить звук Ш. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Утром встану, улыбнусь, Радостью своей делюсь. Как прекрасно в мире жить, Улыбаться и дружить. «Трубочка» Губы бубликом сложите Свои зубки покажите. «Лопатка» Наш язык широкий, гладкий, Получается лопатка. Вот эта лопата! Какая большая! Лопатой широкой я снег убираю. «Варенье» Очень любит язычок Вкусное варенье, Приготовил он друзьям это угощенье. «Чашечка» Язычок наш поумнел, Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить И с конфетами попить. Каждое упражнения выполняется 3 – 4 раза. Упражнение на развитие дыхания «Горячий чай» Воспитатель: Ой, какой чай горячий! Что нужно сделать, чтобы его остудить? -Нужно подуть на чай Характеристика звука Ш по акустическим и артикуляционным признакам. -Ребята Мышка Шуша любит пошалить залезает в норку и шуршит ш-ш-ш. Как шуршит Шуша? (ш-ш-ш) – Верно, все вместе произнесем: ш – ш – ш. – Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? – Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? – Верно, они круглые как бублик. – Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх) - Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш]. -А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук шшшш. – Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха. Развитие фонематического восприятия Игра «Ловишки». Шуша будет произносить разные звуки. Когда вы услышите звук Ш, вы его поймаете в ладошки. К, л, ш, т, з, ш, с, ш, ж, п, ш; по — ша — то — шу — ма — пу — ши — ми — шо; шапка, мак, душ, шашки, сок, нос, камыш, мама, шалаш, слон, карандаш. Физкультминутка «Мышонок» Прыг –да скок, прыг – да скок Мышонок прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет, В чехарду играть зовет. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки, подтянись! Лапки ставим на бочок, На носочках прыг-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. Дидактическая игра «Доскажи словечко». А теперь Шуша будет сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние слова
Ну конечно…, (карандаш) 2. Сегодня все ликуют В руках у детворы От радости танцуют Воздушные… (шары) 3. Зашуршали тихо шины – Это едет к нам … (машина) 4. Сама крошка, боится кошки, Под полом живет. Туда все несет. (Мышь) Воспитатель: Дети, скажите, какой звук повторяется во всех словах: карандаш, шары, машина, мышь? Дети. Во всех словах есть звук «ш». Воспитатель: Верно! Воспитатель: Самир, какой звук повторяется во всех словах? Самир: звук Ш Дидактическая игра «Назови картину со звуком Ш». У вас на столах лежат карточки, посмотрите внимательно и возьмите карточку в названии которых есть звук «Ш». Дети выполняют задание. Каждый ребенок четко проговаривает, что у него изображено на карточке и имеется ли звук «Ш». «Веселые чистоговорки». Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно. Сначала скажем тихо и медленно, потом громко и быстро. Ша-ша-ша… Наша Маша хороша. Шу-шу-шу… Дали кашу малышу. Ши-ши-ши Съели кашу малыши. Шо-шо-шо… После каши хорошо. III. Итог занятия. Оценка деятельности детей Воспитатель: -С каким звуком мы познакомились? -Понравилось вам играть с мышонком? Что запомнилось больше всего? Я думаю, что Шуша осталась тоже довольна. - Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша подарит сладкие подарки. Ей пора домой, давайте, проводим мышку. Что мы ей скажем? Что мы скажем гостям?
|