Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» |
Развитие речи у детей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Матей Елена Васильевна Фёдорова Татьяна Викторовна Плотникова Наталья Геннадьевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.01.2024 08:52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» МБДОУ «ЦРР – детский сад «Светлячок» г. Абакан, Республики Хакасия.
Цель: Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в детском саду. Задачи:
Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает игровая деятельность, которую надо проводить каждый день. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. Огромно и воспитательное значение игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Срок реализации: краткосрочный Участники проекта: дети старшей группы учитель — логопед, воспитатели группы, психолог. Подготовительный этап:
Совместная коррекционная деятельность логопеда, воспитателя, психолога.
Календарно-тематический план на март месяц
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять запас их слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов (идиоматические выражения), доступные для их понимания: на скорую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Воспитатель приучает детей широко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др. Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др. Звукопроизношение: в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки. На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Перечень методик коммуникативного развития беседы сюжетные игры коммуникативные тренинги для детей ситуативный разговор дидактические игры составление и отгадывание загадок игры с правилами Картотека коммуникативных игр (старшая группа) Вежливые слова Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания: - Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; - снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; - ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями. Изобрази пословицу Цель: развить умение использовать невербальные средства общения. Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу: “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь” “Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты” “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги” “Как аукнется, так и откликнется” Закорючка Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей. Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры. "Испорченный телефон" Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился. Игра «Липучки» Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей. Ау! Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Количество играющих: 5-6 человек. Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. “Мой хороший попугай” Цель: развитие чувства элепотии, умение работать в группе. Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова. Ведущий предлагает детям игрушку – попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково. Передай сигнал Цель: игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга. Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов. Моё начало – твой конец. Цель: учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, продолжать мысль собеседника. Оснащение: игрушки. Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Участникам одной команды нужно придумать начало истории про игрушку, игрокам другой команда – её конец. По окончании команды меняются местами. «Угадай, кто позвал?» Цели: - Развитие слухового внимания; - Развитие навыков дифференциации речевых звуков по тембру голоса. Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ». «Четвертый лишний» Цели: - Развитие навыков слуховой дифференциации длинных и коротких слов. - Развитие слухо – речевую память. Описание: Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: Мак - бак - так - банан Сом - ком - индюк - дом Лимон - вагон - кот - бутон Мак - бак - веник - рак Совок - гном - венок - каток Пятка - ватка - лимон - кадка Ветка - диван - клетка - сетка Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе. Тема: «Игрушки». Цель: формирование лексико – грамматической системы речи. Коррекционно-образовательные задачи. 1. Уточнить представления детей об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. 2. Уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки». 3. Учить употреблять слова – признаки в простой фразе. 4. Упражнять в согласование прилагательных с существительными в роде и числе. 5. Упражнять в согласовании и практическом применении сущ. с местоим. МОЙ, МОЯ. Коррекционно-развивающие задачи. 1. Развивать навыки речевого общения. 2. Развивать слуховое внимание и восприятие, мышление, память. 3. Развивать общую и тонкую моторику, координацию речи с движением. 4. Развивать чувство ритма, силу голоса. Коррекционно-воспитательные задачи. 1. Развивать навыки культуры общения и деятельности (внимательно слушать ответы других детей, выполнять задания согласно инструкции). 2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности в игре и на занятии. 3. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Оборудование: игрушки, различные по материалу, форме, цвету; музыкальные игрушки; кубики; картинки – раскраски по теме; цветные карандаши; мяч; фишки; ширма. Ход занятия: 1.Организационный момент: Приветствие. Вот маленький мячик. Давайте будем передавать его друг другу из рук в руки и желать доброго утра. (Доброе утро, Катя. Доброе утро, Ваня. И т.д.). Доброе утро, дети! Пальчики здороваются. Дети соединяют по очереди пальцы в кольцо, проговаривая: Большой – указка, большой – середка, Большой - безымянный, большой – мизинчик. 2. Основная часть. Сегодня мы с вами отправляемся в магазин игрушек. Отгадайте, какие игрушки нас встречают? Игра «Отгадай загадку, получи отгадку»
Игра «1, 2, 3 – фишки получи» (Употребление признаков: цвет, форма, величина, материал в простой фразе, согласование прил. с сущ.) Дети подбирают признаки к своей игрушке, за каждый признак получают фишку. Например: У меня железная машина. У меня большая кукла. У меня круглый мяч. И т.д. Особое внимание обратить на образование слова РАЗНОЦВЕТНАЯ матрешка. Объяснить детям значение данного слова. Игра «Петя – Жадина» (согласование сущ. с местоимениями МОЙ, МОЯ) Петр к игрушкам побежал, Все их в кучу он собрал. Мой медведь, Моя машина, Мячик мой, мой Буратино! Никому я их не дам. Ну, сиди, играй в них сам. Как Петр кричал про свои игрушки? Давайте на время тоже превратимся в «жадин». Дети проговаривают: мой заяц , моя кукла и т.д. Пальчиковая гимнастика (Развитие тонкой моторики, чувства рифмы) Есть у нас игрушка, Это – погремушка, Это – толстый мишка, Это – чудо книжка, Это – неваляшка, Это – кукла Машка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем снова проверять! Игра «Расставь игрушки правильно» (Развитие слухового внимания, памяти) Поставьте в ряд машину, куклу, самолет. Игры с музыкальными игрушками. Мяч покатился, у музыкальных игрушек остановился. Почему они называются музыкальными? Игра «Угадай, что звучит?» (Развитие слухового внимания и фонематического восприятия) Логопед за ширмой играет на музыкальных инструментах, а дети отгадывают. Игра «Тихо – громко» (Развитие силы голоса) С ребятами играю, в колокольчики всех превращаю. Дети произносят тихо или громко: «Динь – динь – динь» Игра «Барабанщики» (развитие чувства ритма) С ребятами играю, в барабанщиков всех превращаю. Дети повторяют ритмы. 3. Итог занятия. Где мы сегодня побывали? О чем говорили? Я дарю вам рисунки игрушек, а вы выберите, каким цветом их зарисуете. Я нарисую желтый мяч…. Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа) Задача: Овладение ребёнком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
|