Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Каштанова Екатерина Александровна | |||
29.12.2023 10:33 | |||
Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер. Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе ( «Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к художественным
произведениям. Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий. Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Особенности работы:
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа. I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе педагог предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Например, ёлочка (какая) — колючая (рисунки ёлки и ежа). В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно подключать их к работе над символами. Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, из которых можно выбрать наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа: «Подскажи словечко», «Найди пару», «Скажу по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст, «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст. II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2- 4 символа. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками. III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяет представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.
|