Картотека игр с координационной лестницей используемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Иризбаева Ирина Александровна Каргина Лариса Владимировна | |||
21.12.2023 13:19 | |||
Картотека игр с координационной лестницей используемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи Пояснительная записка В картотеке раскрыты особенности организации образовательной деятельности с использованием координационной лестницы, предложены варианты игр и упражнений для коррекции речевых нарушений у детей 5 – 7 лет. Метод использования координационной лестницы направлен на стимулирование работы правого и левого полушарий мозга, так как взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Задания совмещают моторные и сенсорные функции и направлены на развитие скоординированной работы обоих полушарий мозга, удержание программы, развитие переключаемости, развитие устойчивого внимания, развитие зрительно-пространственного восприятия, освоение ориентировки в собственном теле.
В сборнике даны примеры игр и упражнений с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов, слогового анализа, словаря, грамматического строя речи, связной речи. Игры и упражнения проводятся как индивидуально, так и в подгруппах. Работа с координационной лестницей помогает разнообразить занятие, повысить мотивацию дошкольников с ОВЗ. Методические рекомендации могут быть полезны педагогам и родителям. Игры на развитие для развития фонетико-фонематических процессов, навыков звукового анализа «Будь внимателен» Цель: развитие умения ходить на носочках и на пятках, развитие фонематического слуха, дифференциация гласных и согласных звуков. Ход игры. Дети идут по координационной лестнице. Педагог называет разные звуки (на гласный- идут на пятках руки на поясе, на согласный на носочках руки вверх). «Услышь и найди звук в «Лесенке» Цель: развитие фонематического слуха. Учить определять какой звук назвали (глухой твердый, глухой мягкий, звонкий твердый, звонкий мягкий, гласный), развивать быстроту реакции; профилактика плоскостопия. Ход игры. Педагог называет звук, ребенок должен услышать изучаемый звук, и пройти на носочках (или на пяточках, на внешней стороне подошвы, на внутренней стороне подошвы) и встать в ячейку на «лесенку» с символом нужного звука. «Внимательные ушки» Цель: развитие координации движения, развитие фонематического слуха, дифференциация гласных и согласных звуков. Ход игры. Педагог называет звуки. Дети выполняют прыжки по ячейкам «лесенки» вперед на гласный звук, когда услышат согласный звук выпрыгивают в сторону из «лесенки». «Услышь звук» Цель: развитие фонематического восприятия и слуха, координации движения. Ход игры. Педагог называет слоги (слова), дети идут переменным шагом по «лесенке», одновременно делая один хлопок в каждой ячейке. Когда дети слышат заданный звук в слоге (слове), останавливаются в ячейке и хлопают три раза в ладоши. «Пройди дорожку» Цель: развитие фонематического слуха. Развивать ловкость, координацию и ориентировку в пространстве. Ход игры: Педагог предлагает придумать слово на заданный звук. На каждое придуманное слово, ребёнок отбивает мяч в ячейку перед собой, произносит слово и переходит в неё, и так на каждый звук. Варианты игры: необходимо придумать слово с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова. «Попробуй, поймай» Цель: развитие фонематического слуха, умение подбирать слово с заданным звуком, формировать навык выполнения передачи и ловли мяча. Ход игры: Педагог бросает мяч, называя слог. Ребёнок, поймавший мяч, должен «превратить» слог в слово. Проговорив слово прыгает в следующую ячейку, возвращает «мяч –слово» педагогу. «Доскажи звук» Цель: развитие фонематического слуха, формирование умения выделять в слове последний звук по представлению; формирование навыка выполнения передачи и ловли мяча, тренировка координации движения. Ход игры. Педагог произносит слово, не досказывая последнего звука и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, досказывает нужный звук. Если сказано правильно, то перепрыгивает в следующую ячейку. «Раздели правильно» Цель: развивать умение делить слово на слоги, развитие координации. Ход игры. Педагог называет односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, первый поднявший флажок, определяет количество слогов, называет их и выполняет прыжки правым или левым боком по ступенькам «лесенки» столько раз, сколько слогов в слове. Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Передай мяч» Цель: развитие координации движения, совершенствовать навык в передачи мяча; умение работать в команде, автоматизация звуков. Ход игры. Дети стоят в ячейках координационной лестницы в колонне друг за другом, у первого игрока мяч. Дети передают мяч друг другу над головой, одновременно произнося автоматизируемый звук изолированно (в слогах, словах). Варианты: передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус, стоя в шеренге. «Проговори без ошибки» Цель: автоматизация звуков, развитие координации движения. Ход игры. Ребенок перепрыгивает (пролезает, перешагивает) по ячейкам лестницы и проговаривает изолировано звук, слоги, слова с автоматизируемым звуком.
«Чистоговорки» Цель: автоматизация звуков в связной речи, развитие координации движения. Ход игры. Ребенок проговаривает чистоговку и (перепрыгивает, пролезает, перешагивает) по ячейкам лестницы на каждое слово. Игра «Будь внимателен» Цель: дифференциация звуков С, Ш, развивать умение прыгать в бок. Ход игры: Ребенок читает слоги расположенные в ячейках лестницы. На слоги со звуком Ш ребенок прыгает право, со звуком С влево.
|