Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В.Даля «Старик-годовик» с использованием мнемотаблиц» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Мурзина Ирина Васильевна Гараева Татьяна Владимировна | |||
21.12.2023 10:48 | |||
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В.Даля «Старик-годовик» с использованием мнемотаблиц» Программное содержание:
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок по временам года, сл/и «Назови дни недели», д/и «Кто больше?», д/и «Закончи предложение», д/и «Скажи наоборот», мемо «Времена года», и другие.
Материал:
Ход занятия Организационный момент - Здравствуйте ребята! Давайте встанем в круг и настроимся на занятия. (Дети) Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! - Ребята сегодня я увидела, на столе нашей группы письмо. Но что же там внутри, я не знаю. Откроем его вместе? - Что же там внутри? (загадка). В светлице живут четыре сестрицы: Одна от горя седая, Другая зеленая, молодая, Третья жаркая, пряная, Четвертая желтая, румяная. (времена года) - А давайте подберем слова, подходящие к каждому времени года: - Зима какая? (Лето, осень, весна) (дети отвечают) Основная часть - Скажите какое у вас любимое время года и почему? (Дети называют) - А мне очень нравится весна. Весной так становится тепло, появляются цветы, солнышко ласково светит, птички ласково поют. Ребята, а вы знаете, что был такой дедушка, который мог из рукава птиц пускать? - Об этом дедушке В.Даль написал сказку-загадку «Старик-годовик». Хотите послушать? Тогда я прошу вас быть очень внимательными. (Чтение рассказа первый раз) - Ребята, вслушайтесь внимательно в слово «годовик», что оно может значить? (ответы детей, пояснения) - Какие птицы выпускал старик-годовик из рукава? – (времена года) - Четыре крыла у каждой птицы, что это в сказке-загадке? – (4 недели в каждом месяце). - О каких семи перьях в каждом крыле птицы идет речь в сказке? – (о днях недели). Назовите мне их. - Почему половина крыла белая, а другая половина черная? – (это день и ночь в сутках). - Ребята, сейчас я еще раз прочитаю сказку, и походу чтения мы будем заполнять с вами мнемотаблицу. Она поможет более точно пересказать сказку-загадку. - Мы будем выделять самое главное то, о чем говорится в сказке-загадке и схематично зарисовывать это в клеточках. - Повторное чтение рассказа воспитателем и заполнение мнемотаблицы. Физминутка. - А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте встанем у своих стульчиков и столов. В году четыре времени (Показать 4 пальца правой руки) И все они дружны (Ладони обхватывают друг друга). И эти четыре времени (Обхватывают 4 пальца левой руки). Ребята знать должны! (Указательный палец приставить левой руки). Зимой год начинается, все снегом покрывается (Присесть, развести руки в стороны). Весною продолжается, листочки появляются. (Изобразить руками листья). Летом солнце греет, (Руки вытянуть вверх) А листья зеленеют (Слегка покачивать ладонями). Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (Руки опустить вниз, качать из стороны в сторону) И по полям развеет. А после осени опять зима год будет продолжать. (Ходьба на месте). - Сейчас мы с вами попробуем пересказать рассказ используя мнемотаблицу. Дети пересказывают по мнемотаблице по желанию. - Ребята‚ мы верно составили с вами схему этой сказки-загадки? (Ответы детей) - Для вас она будет планом рассказа, она нам будет помогать при рассказе. - Кто-то еще хочет рассказывать начало сказки? Не забудьте назвать автора и название. - Кто продолжит? - Кто может рассказать загадку с начало до конца? Итог занятия Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг. - С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (сказка «Старик-годовик») - Кто написал сказку-загадку? (В. Даль). - Дома вы можете рассказать рассказ своим родным. - Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна. Сказка «Старик-Годовик» В. Даль. Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы. Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
|