Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование мнемотехники в развитии речи детей
Развитие речи у детей
Автор: Павлова Наталья Геннадьевна   
21.12.2023 04:56

Использование мнемотехники в развитии речи детейИспользование мнемотехники в развитии речи детей

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. У детей недостаточный словарный запас, односложная, состоящая из простых предложений речь. В этом возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех, рассчитывать не стоит. Мнемотех-ника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциатив-ное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогаще-нию словарного запаса и формиро-ванию связной речи.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес я использую в своей работе прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошко-льного возраста. С помощью мнемотехники процесс делается увлекательным и непринужденным, сокращаются сроки запоминания.

 

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника используется для решения следующих задач:

  • развитие связной и диалогиче-ской речи у детей
  • развитие умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи
  • обучение детей правильному звукопроизношению
  • развитие умственной активно-сти, сообразительности, наблюда-тельности, умение сравнивать, выделять существенные признаки
  • развитие психических процессов, мышления, внимания, воображения памяти.

Мнемотехника строиться от простого к сложному. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодо-рожки – это уже квадрат из трех-четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематически, по которым можно запомнить и воспроизвести рассказ или даже стихотворение.

Мнемотехникой можно начи-нать заниматься с младшего возраста, используя простейшие схемы, одевания, умывания, построения пирамидки и т.д. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. Для детей старшего возраста применяются схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребенку возможность самому без подсказок составить рассказ, то есть мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предме-тов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передавать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

  1. Рассматривание таблиц и разбор, изображенных на ней символов.
  2. Преобразование символов в образы.
  3. Пересказ при помощи символов.

Мнемотаблицу в своей работе я использую для составления описа-тельных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказы-вания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнять свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различ-ные признаки предметов. Напри-мер, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живет, что делает и какую пользу приносит человеку).

Используя метод мнемотехники в детском саду дает действительно хорошие результаты. Облегчает детям поиск и запоминание слов, решает проблему речевого развития дошкольников.

Павлова Наталья Геннадьевна

Воспитатель высшей квалифи-кационной категории,

ГБОУ «Школа Перспектива», ДО «Знайки», г. Москва.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год