Использование мнемотехники в развитии речи детей |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Павлова Наталья Геннадьевна | |||
21.12.2023 04:56 | |||
Использование мнемотехники в развитии речи детей Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. У детей недостаточный словарный запас, односложная, состоящая из простых предложений речь. В этом возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех, рассчитывать не стоит. Мнемотех-ника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциатив-ное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогаще-нию словарного запаса и формиро-ванию связной речи. Для того, чтобы пробудить у детей интерес я использую в своей работе прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошко-льного возраста. С помощью мнемотехники процесс делается увлекательным и непринужденным, сокращаются сроки запоминания.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника используется для решения следующих задач:
Мнемотехника строиться от простого к сложному. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодо-рожки – это уже квадрат из трех-четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематически, по которым можно запомнить и воспроизвести рассказ или даже стихотворение. Мнемотехникой можно начи-нать заниматься с младшего возраста, используя простейшие схемы, одевания, умывания, построения пирамидки и т.д. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. Для детей старшего возраста применяются схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев. Самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребенку возможность самому без подсказок составить рассказ, то есть мы постепенно подходим к обучению монологической речи. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предме-тов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передавать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Последовательность работы с мнемотаблицами:
Мнемотаблицу в своей работе я использую для составления описа-тельных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказы-вания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнять свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различ-ные признаки предметов. Напри-мер, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живет, что делает и какую пользу приносит человеку). Используя метод мнемотехники в детском саду дает действительно хорошие результаты. Облегчает детям поиск и запоминание слов, решает проблему речевого развития дошкольников. Павлова Наталья Геннадьевна Воспитатель высшей квалифи-кационной категории, ГБОУ «Школа Перспектива», ДО «Знайки», г. Москва.
|