Особенности обучения пересказу детей дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Борисова Ирина Витальевна | |||
28.12.2023 21:33 | |||
Особенности обучения пересказу детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте основным видом мышления является образное мышление. Действенное мышление не исчезает, а совершенствуется, поднимается на более высокую ступень. Оперирование образами придаёт мышлению ребёнка конкретно-образный характер — это подтверждает детское рассуждение. В среднем возрасте начали переходить от внешних проб к пробам совершаемых в уме. При решении задач с косвенным результатом начинается складываться более высокая форма образного мышления. Создание реальных моделей по общему закону перехода внешних действий во внутренние становиться источником настроения детских модельных образов — представление о разных сторонах действительности, в котором косвенном и обобщенном виде обозначены отношения вещей. К концу среднего дошкольного возраста дети уже осознано могут пользоваться моделями для обозначения качеств характерных не для одного предмета, а для целой группы сходных предметов. С помощью моделей могут изображать последовательности развития действий в сказках, рассказах, а так же в собственных сочинениях. Переход к построению схематизированных образов дающих возможность усваивать и использовать обогащение знания в неединственном направлении в развитии образного мышления.
Важное значение имеет то, что представление ребёнка постепенно приобретает гибкость, подвижность и ребёнок овладевает умением оперировать образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение. Схематические формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей и зависимостей, но эти формы остаются образными формами и обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребёнком возникают задачи требующие выделение таких свойств, которые нельзя представить в виде образов. Примерно в 4-5 лет у детей начинает появляться словесно — мыслительное мышление. Этому способствуют полученные знания, и развитие речи и достаточно развитое образное мышление. Показателями появления логического мышления являются вопросы, а именно познавательные. А также способность детей раскрывать связи, отношения между предметами и явлениями. Логическое мышление развивается на основе высокоразвитом образном мышлении. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь, а не процесс мышления, не размышления, недуманные вслух. Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отображать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства. Особенности развития мышления во многом определяет особенности детского словаря. Действительное и образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих название предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает освоение детьми элементарных понятий. Связная логическая речь-это производная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства — слова и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства — отношения к предметам повествования. Обучение рассказыванию способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств. Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки детей приобретают в общении с окружающим. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. В группах детского сада систематически проводят занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей. Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи. Запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей. Умение пересказывать представляет собой самостоятельное сложное умение, очень нужное в жизни, но которым не в одинаковой степени владеют даже взрослые люди. Этому умению надо учить, начиная с раннего возраста. Для ребенка-дошкольника пересказ заключается в устной передаче прослушанного им произведения, в сохранении основного содержания, последовательности событий и некоторых сторон языка произведения. Говоря о специфике занятий по обучению пересказыванию, нельзя забывать о значении этих занятий для всестороннего воспитания детей в детском саду. Остановимся на существенном значении данных занятий для умственного, нравственного, эстетического воспитания, чтобы при их построении предусмотреть все возможности использования богатого содержания этих занятий. Занятия по обучению пересказыванию способствуют решению всех задач умственного воспитания. Чтение и последующее детальное осмысливание текста содействуют закреплению знаний о жизни детей в детском саду, о явлениях природы, о животных, их величине, повадках (например: «Идет медведь, хворост ломает, кусты к земле пригибает») и т. п. Эти занятия содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя побуждают детей укреплять свою память, внимание). Пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления -- ведь ребенку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы (лиса -- самая хитрая); соблюдать логичность в изложении (старуха поскребла, помела, замесила, изжарила; колобок покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по столу к двери и т. д.), осознать связь между событиями. Велико влияние пересказывания на речь детей: на данных занятиях развивается умение слушать и понимать литературный текст; говорить связно, последовательно; формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам; обогащается пассивный словарь детей (из контекста им понятны такие слова, как аукаться, завалинка, закоулочки и др.) и закрепляются, активизируются более употребительные выразительные слова (румяненький, хорошенький, безвредный, помощники, мордочка и т. п.). Одновременно воспитатель формирует звуковую культуру речи детей. Эти занятия приучают детей к умственному труду, подготавливают их к школе (к школьному пересказу, к выполнению устных домашних заданий, к изложению и сочинению); они способствуют формированию у детей интереса к литературе, чтению, желания поделиться знаниями (рассказать произведение дома, младшим детям, товарищам); в результате этих занятий дети испытывают чувство удовлетворения от интеллектуальных усилий. Очевидно значение этих занятий для нравственного воспитания. В результате осознания поведения литературных героев создается правильное отношение к нравственным различным качествам, умение их выделить: радушие, дружелюбие ( «Теремок»), хитрость, жестокость, трусость и смелость ( «Заюшкина избушка»), смелость, смекалка ( «Медведь и девочка»); правильно оценивается собственное поведение: умение дружно играть, не спорить, не захватывать игрушки ( «Спор» Л. Н. Толстого, «Разве так играют?» Н. Калининой), тщательность и организованность в выполнении заданий ( «Помощники» Н. Калининой). В результате указаний и замечаний воспитателя, его отношения к пересказам детей у них вырабатываются такие черты поведения, как выдержка, общительность, тактичность по отношению к товарищам. Благодаря использованию для пересказывания высокохудожественных произведений у детей развиваются эстетические восприятия и чувства. В связи с этим следует напомнить о большом значении выразительного чтения воспитателя, который должен сохранить и передать в своем исполнении всю прелесть произведения. Дети учатся понимать художественное произведение как произведение искусства, отражающее настоящую, реальную действительность. Эти занятия чрезвычайно важны также для развития собственного исполнительного навыка выразительного чтения у детей. Таким образом, перед каждым занятием по пересказу воспитатель должен глубоко продумать его познавательное и воспитательное значение. Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка, Н.Кошниной. Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и качество текстов. Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями. Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм. Обязательное требование к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. Произведения для пересказа берутся в книге “Программное воспитание и обучение в детском саду” по возрастным группам. Для старшей группы можно взять из книги А.М. Диментьевой “Обучение пересказыванию в старших группах детского сада”. Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребёнка то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово- произношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка — лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение дошкольником задания по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребёнок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала чётко, ясно и достаточно громко. “Программа воспитания в детском саду” ставит перед педагогом такую задачу: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. Занятия по пересказу включаются со средней группы детского сада. Большое внимание в программе уделено развитию устной речи детей. Для каждой возрастной группы определён уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системы языка, лексикой, грамматическим строем. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста, а уже во второй группе раннего возраста детей учат использовать в устной речи распространенные предложения. В средней группе дети должны овладевать правильным произношением всех звуков родной речи, совершенствуется их логическая речь, формируются навыки пересказывания и составных рассказов. В старшей группе совершенствуется развитие связной речи. В подготовительной группе воспитатель развивает отношение к устной речи как языковой действительности: он подводит их к звуковому анализу слов. Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное воспитателем, выразительно читать стихотворения. К 7 годам ребёнок должен овладеть диалогической и монологической речью. Во 2-ой младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводить их к воспроизведению текста. Со средней группы включаются занятия по пересказу. Обучение пересказыванию вводиться с декабря — января, но если у всех детей грамотная речь развита хорошо, занятия можно начинать раньше. Задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения. В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе. Дети продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ. Ряд приемов носит установочный характер – они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков фраз. В процессе беседы используются вопросы к детям в том числе о выразительности речи, а так же объяснения, указания. Значительное место занимает упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста. Для достижения связности и плавности пересказа наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателю. На начальных этапах обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка, а также отраженный пересказ. Между пересказами, если их качество не высоко, используют указания, упражнения. Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагога. Очень полезно предлагать детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности какой является пересказ, должна быть тактичной, допускающая вариативность исполнения. Среди других словесных приемов, используются вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса – после пересказа. Если в произведении есть диалог, то на помощь приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. На некоторых занятиях может быть использована игра – драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов. Возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а так же построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. В процессе обучения пересказыванию педагог может применять и другие приемы – совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание и т.д. При выборе методических приемов учитывается, пересказывают дети уже знакомую сказку, рассказ или ранее не известное им произведение. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Используя его воспитатель не должен забывать, что, отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрять старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали пересказ своего товарища. Необходимо также учить дошкольника выполнят речевые задания коллективно. Для этого перед заслушиванием очередного пересказа воспитатель дает всей группе конкретную установку: быть готовыми помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т.д. На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начала до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети приобретают самый первоначальный опыт пересказа в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица – от лица героя. Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа. Позднее учим детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включаем в задания пересказы по отдельным фрагментам (начало, середина и конец) рассказа. После того как дети овладевают умением последовательно передавать содержание услышанного, учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения выделять сюжетные линии в рассказе. Наиболее сложным для детей является краткий пересказ. Цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное. Любому виду пересказа должны предшествовать словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка для всех детей, присутствующих на занятиях. При обучении пересказу детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. Это осуществляется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопрос. Задаваемые воспитателем вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей также привлекают к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. На начальном этапе работы используют небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды, и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. Обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях (в отдельных случаях, при усложнении выполняемых заданий — на трех).
|