Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи у детей
Автор: Голубева Полина Дмитриевна   
28.12.2023 18:30

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье поднимается проблема развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста, обосновывается ее актуальность на современном этапе развития дошкольного образования, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Ключевые слова: звуковая культура речи, средний дошкольный возраст, речевое дыхание, фонематическое восприятие, фонематический слух.

Abstract: The article raises the problem of the development of sound culture of speech in children of middle preschool age, substantiates its relevance at the present stage of development of preschool education, and also presents the results of the study of this problem.

Keywords: sound culture of speech, middle preschool age, speech breathing, phonemic perception, phonemic hearing.

 

Проблема развития звуковой культуры речи – одна из актуальных на сегодняшний день в дошкольной педагогике. На это указывает, в частности, и тот факт, что в нормативно-правовых документах, главным из которых является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из приоритетных задач речевого развития детей дошкольного возраста обозначено формирование звуковой и интонационной культуры речи 4. Исследователи отмечают ее важность для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, а так же для подготовки детей к школе. 4 Ребенок с хорошо поставленной речью легко вступает в общение как со взрослыми так и со сверстниками, понятно выражает свои желания и мысли. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает к моменту поступления в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. Поэтому формирование звуковой культуры речи – одна из основных задач развития дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми и специально организованного обучения.

Вопросы связанные с развитием звуковой культуры речи дошкольников, освещены в работах В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой, Е.В. Колесниковой, О.А. Новиковой, В.В. Гербовой, Г.П. Максимовой, О.И. Соловьевой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флерина. Эти авторы отмечают, что эффективнее всего звуковая культура речи у дошкольников формируется в игровой деятельности с помощью игровых методов и приемов. 1, 3

Изучив и проанализировав психолого – педагогическую, методическую и нормативную литературу по проблеме развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что проблема развития звуковой культуры речи – одна из актуальнейших в дошкольной педагогике в настоящее время, а средний дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития всех сторон звучащей речи. Для успешного развития звуковой культуры речи у детей среднегодошкольного возраста необходим системный подход и создание определенных психолого-педагогических условий.

Для выявления исходного уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста нами была использована диагностика, предложенная Е.А. Стребелевой3. с. 86

В исследовании принимали участие дети среднего дошкольноговозраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Белочка» г. Черногорска, Республики Хакасия в количестве 29 человек.

Исследованию подлежали следующие составляющие звуковой культуры речи:

  • развитие слухового восприятия;
  • состояние фонематического слуха;
  • состояние звукопроизношения.

Диагностические задания предлагались детям в индивидуальной форме, что позволило получить наиболее точные данные.

Анализ полученных результатов показал, что дети данной группы имеют разные уровни развития звуковой культуры речи.

При выполнении задания по выявлению уровня развития слухового восприятия 51 % детей показали средний уровень, 31 % детей имеют низкий уровень, высокий уровень показали 18 % детей.

При обследовании состояния фонематического слуха, 31% детей показали низкий уровень развития, на среднем уровне 48% детей, высокий уровень у 21 % детей.

При определении состояния звукопроизношения, 66% детей показали низкий уровень развития, на среднем уровне 17 % детей. Высокий уровень также у 17% обследуемых, дети четко и правильно произносят все звуки.

В результате диагностики мы получили ясную картину развития звуковой культуры речи детей средней группы. У большинства детей обнаружен низкий и средний уровень.

Анализ полученных материалов дал возможность увидеть перспективы развития различных сторон звуковой культуры речи детей данной группы и каждого ребенка в отдельности, правильно спланировать работу на год.

Нами были определены следующие задачи развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста:

  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать правильное, отчетливое произношение звуков;
  • развивать интонационную выразительность:

В соответствии с поставленными задачами, нами был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие всех компонентов звуковой культуры речи, а так же создана развивающая предметно – пространственная среда, для самостоятельной речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста. Упражнения из разработанного нами цикла, использовались как в непосредственной образовательной деятельности так и в режимных моментах. Полноценная, насыщенная предметно-пространственная среда позволила организовать самостоятельную деятельность детей по развитию звуковой культуры речи, что значительно повысило эффективность используемых нами средств, методов и приемов. Процесс овладения звуковой культурой речи в средней группе осуществлялся постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Работа проводилась систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными, велась поэтапно в течение дня во всех видах деятельности.

Анализ данных после апробации комплекса мер по формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста показал, что высокий уровень развития слухового восприятия вырос на 14 %, средний – на 17 %, низкий — отсутствует. Диагностика состояния фонематического слуха показала, что количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось до55% и 29 % соответственно, а количество детей с низким уровнем сократилось на 15%. Так же необходимо отметить, что у детей значительно улучшилось качество звукопроизношения. Количество детей с низким уровнем сократилось с 66 % до 24%. Средний и высокий уровень составил 45% и 31% соответственно.

Таким образом, систематизированная работа по формированию звуковой культуры речи и включенный в нее разработанный нами цикл упражнений позволилсовер. шенствовать пр. оцесс фор. мир. ования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. Включенные в систему р.аботы упражнения стимулир. овали у детей среднего дошкольного возраста формирование фонематического слуха, развитие слухового восприятия, улучшение звукопроизношения.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. 5-е изд. М.: Академия, 2015. 448 с.
  2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4 -5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2015. 224 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155[Электронный ресурс]. URL: http://www.rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (дата обращения 22. 12. 2020).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год