Методическая разработка урока «Звук и буква У» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Просяная Ирина Николаевна | |||
27.12.2023 10:08 | |||
Методическая разработка урока «Звук и буква У» Автор: Просяная Ирина Николаевна, учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №29 с.Красный Октябрь» Белгородского района Белгородской области 2023 г. Тема: «Звук и буква У» (занятие для старшей группы) Цель: познакомить детей с гласным звуком [у], буквой Уу. Задачи: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование: картинки со звуком [у], счетные палочки, семафоры, индивидуальные зеркала, карточки с заданием, схема характеристики гласных звуков, схема «Звуки- буквы». Ход занятия 1. ОРГМОМЕНТ Логопед: здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг Мы стоим рука в руке (качаем сцепленными руками), Наши руки на замке, вместе мы большая сила (сжимаем ручки друг другу сильно, но не больно) Можем мы большими стать (потянулись вверх со сцепленными руками), Можем маленькими быть (присели на корточки), Можем дальше отойти, можем ближе подойти (движения по тексту, не расцепляя рук) Нас дружнее не найти! (хлопают в ладоши) 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ Логопед: Ребята, мы слышим много разных звуков – пение птиц, шум на улице, звуки музыки. Я говорю, а вы слышите звуки. Сегодня мы познакомимся со следящим звуком речи. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. Под дождем она гуляет, Щипать травку обожает, Кря кричит, все это шутка, Ну конечно это… (Утка) Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический… (Утюг) Картинки – отгадки выставляются на доске. Логопед: ребята, давайте медленно произнесем эти слова: у-у-утка, у-у-улитка – эти слова начинаются на звук [у]. Давайте вспомним, что звуки мы с вами слышим и произносим. Сегодня мы познакомимся со звуком [у]. Посмотрите в зеркала и произнесите звук [у] (дети берут индивидуальные зеркала). Обратите внимание, что делает рот, когда мы произносим этот звук? (Ответы детей – губы вытягиваются вперед, ротик маленький, круглый) Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук [у] еще раз. Что вы почувствовали на ладони? (Ответы детей – воздух) Воздух проходит свободно или встречает преграду? (Ответы детей – воздух выходит свободно) Давайте вспомним, если воздух при произнесении звука не встречает преграды и проходит свободно, то он называется «гласным» и обозначается красным цветом. Звук [у] какой? (Ответы детей – Звук [у]- гласный) Почему мы его так называем? (Ответы детей – Звук [у]– гласный, потому что на пути воздуха нет преграды) 3. ИГРА «КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» — выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов, слов. Логопед: возьмите в правую руку семафоры, поднимите его вверх, как только услышите гласный звук [у].
Работа по карточкам. 4. ФИЗМИНУТКА Утка крякает, Зовет Всех утят с собою А за ними кот идет, Словно к водопою. У кота хитрющий вид, Длинные когтищи. Не смотри на утят! Их не дам в обиду! Утиные шаги в перевалку Зовущий жест рукой Быстрые семенящие шажки вперевалку Вкрадчивые шаги кота Прищурить глазки, посмотреть хитро Показать цапки-царапки. Погрозить пальцем Руками, словно крыльями, загородить за собой «утят» 5. БУКВА У. Логопед: Звук [у] на письме и при чтении обозначается буквой У. Логопед: Ребята, давайте построим букву У из пальцев рук: Пальцы буквой У сложу: Правым пальцем в небо укажу, Средний палец чуть согну И большому подмигну. Логопед: а теперь возмите счетные палочки и выложите на столе букву У. Молодцы! Давайтее прочитаем какая буква у нас получилась? (Ответы детей: У) 6. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Логопед: ребята, мы уже можем прочитать букву У. Давайте составим предложения «У кого что?» У У У 8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ Логопед: с помощью подсказок расскажите, что мы знаем о звуках и буквах. (ответы детей: звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем). С какой буквой мы познакомились на занятии? (ответы детей: мы познакомились с буквой У). Какой звук обозначает буква У? (ответы детей: буква У обозначает звук У) Характеристика звука А по схеме (ответы детей: Звук у – гласный, на пути воздуха нет преграды) Каким символом мы будем обозначать звук у? (ответы детей: Красным кругом). Дети становятся в круг, берутся за руки Ох, как долго занимались (вытираем лоб рукой) И не много баловались (грозим пальцем) А теперь детвора, всем пора, пока (машем рукой)
|