Конспект занятия по развитию речи для средней группы «Путешествие в страну Красивой речи». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Витюгова Дарья Евгеньевна Лебедева Светлана Викторовна Дамьян Татьяна Юрьевна Зауэр Анастасия Сергеевна Гаптелахатов Роман Александрович | |||
18.12.2023 17:14 | |||
Конспект занятия по развитию речи для средней группы «Путешествие в страну Красивой речи». Образовательная область: Речевое развитие. Интеграция областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (лепка), физическое развитие (физкультминутка). Тема: Путешествие в страну Красивой речи. Вид НОД: Занятие. Задачи: Обучающие задачи: Формирование умения обобщать; совершенствование навыков коммуникативного общения; изучение словоизменения и словообразования; изучение употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов; закрепление умения раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики; обучение детей передавать образ пластическим способом, используя приём разглаживания пластилина по контору.
Развивающие задачи: Развитие диалогической связной речи и образного представления; расширение словарного запаса через участие в словесно-речевых играх; развитие у детей интереса к изобразительной и художественной деятельности; развитие мелкой моторики, координации движений. Воспитательные задачи: Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания к окружающим; воспитание навыков аккуратной работы с пластилином. Методы и приемы руководства: Наглядные, словесные, практические. Материал: Демонстрационный: Воздушный шар, письмо, магнитная доска с картинками, «лучи солнышка» с заданиями, колокольчик. Раздаточный: Пластмассовые доски для лепки, пластилин (жёлтого и оранжевого цвета) Предварительная работа: Беседа, отгадывание загадок, просмотр мультипликационных фильмов, чтение сказок, выполнение физкультурных разминок. Ход НОД: Организационно-мотивационная часть. Воспитатель: Здравствуйте, дети! Начнём мы с вами с приветствия. Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг, Слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся! Ребята, сегодня мы с вами проведём необычное занятие. Мне позвонили из одной необычной и удивительной страны и позвали нас на помощь. И поэтому мы с вами сейчас отправимся в путешествие в страну Красивой речи. А попасть мы туда сможем с помощью фантазии. Фантазии, дети, это наши мечты, когда мы о чём-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет. Но прежде чем мы отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила: Каждый день всегда, везде, На занятиях в игре, Громко, чётко, говорим, Никуда мы не спешим. Если хочешь ты ответить, не шуми, Только руку подними. Чтобы разговаривать, Надо выговаривать. Всё правильно и внятно, Что б было всем понятно. А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Пролетам над лесом и полем, слышим журчание рек. (включается сказочная музыка) Деятельностная часть. Воспитатель: Дети, открывайте глаза. Вот мы и прибыли в страну Красивой речи. Ой, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик и на нём письмо. Так, так что же в нём написано. Письмо: Здравствуйте, друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, рада приветствовать вас в своей стране. Пригласила я вас к себе за помощью. Злой волшебник украл лучики нашего солнышка и поэтому все жители страны забыли, что такое радость и смех. Помогите мне, пожалуйста. Я приготовила вам задания. Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны? Дети: Даааа. (хором) Воспитатель: Сначала нам нужно отгадать загадку Среди поля голубого, Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, Землю-матушку обходит. Светит весело в оконце. Догадались… Это (солнце) На доске висит солнышко без лучиков Воспитатель: Посмотрите, а какое солнышко? Дети: Круглое, жёлтое. Воспитатель: На что похоже солнышко? Дети: На тарелку, на апельсин, на блин. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое настроение у солнышка? Дети: Грустное. Воспитатель: Правильно. Оно грустное, потому что злой волшебник заколдовал его и забрал все лучики. Но мы сможем солнышку помочь, нам нужно выполнить задания, которые дала фея, и лучики будут возвращаться к солнышку. Задание 1 «Назови ласково». Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребёнку мяч, называет слово, а ребёнок должен подобрать уменьшительно-ласкательное. - бык – бычок; — жук – жучок; — обезьяна – обезьянка; — бегемот – бегемотик; — собака – собачка; — кабан – кабанчик; — барсук – барсучок. Воспитатель: Молодцы! Можем с вами прикрепить один лучик к солнышку. Задание 2 «Скажи наоборот». Детям нужно подобрать противоположное по значению слово: Скажу я слово «далеко», А ты ответишь … ( «близко») Скажу я слово «высоко», А ты ответишь … ( «низко») Скажу я слово «уронил» — … ( «поднял») Скажу я слово «потерял» — … ( «нашёл») Что скажешь ты на слово «ложь» — … ( «правда») И вдруг скажу я слово «враг» — … ( «друг») Скажу тебе я слово «трус» Ответишь ты … ( «храбрец») Теперь «начало» я скажу, Ответьте все … ( «конец»)! Воспитатель: Молодцы! Прикрепляем ещё лучик. Задание 3 «Назови признак». Воспитатель: В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Метрёшка из дерева, значит она деревянная; Дом из кирпича – кирпичный; Ваза из стекла – стеклянная; Ложка из железа – железная; Самолётик из бумаги – бумажный; Сумка из кожи – кожаная. Прикрепляем лучик. Задание 4 «Где спрятался звук?». Воспитатель: Какой звук спрятался в стихотворении, вы должны угадать самостоятельно. Слушайте внимательно: Это кто жужжит сердито, Жу – жу – жу да жу – жу – жу, И летит к цветку с нектаром, Всех, пугая на ходу! (жук) Итак, а где же спрятался звук Ж в слове жар, ножницы, ёж? Задание 5 «Сколько слогов в слове?» Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду показывать картинки животных, (корова, лиса, волк, белка, мышь, собака.), а вы будете называть это животное при этом хлопками разделять слова на слоги. Физкультминутка Воспитатель: В стране красивой речи любят играть, как и мы с вами. Так что давайте немного поиграем. Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх) Будто к солнышку цветок. Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте) И пройдёмся по дорожке (ходьба на месте) За столы садимся дружно – Нам теперь учиться нужно! Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю придумать свои солнышки из пластилина. Но прежде чем начать работать разомнём пальчики. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»: Солнышко, солнышко, Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу. Погуляй у речки. Солнышко, солнышко, Быстро сжимают и разжимают кулаки. Разбросай колечки. Мы колечки соберём, Выполняют хватательные движения щепотью. Золочёные возьмём. Покатаем, поваляем Круговыми движениями трут ладонь о ладонь. И назад тебе вернём. Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы. - дети выполняют задание (лепят солнышко). Воспитатель: Молодцы ребята! Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания и расколдовали лучики. И теперь солнышко яркое, лучистое, весёлое. А сейчас мы с вами отправимся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Мы с вами снова пролетаем над полями и лесами. Открывайте глазки, вот мы и вернулись в детский сад! Рефлексивно-оценочная часть. Воспитатель: Итак, ребята, что вам понравилось больше всего? Что было особенно трудно? Какое из заданий показалось вам особенно интересным? Почему? - Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными и дружными. А сейчас мы встанем вкруг, За руки возьмёмся, Будем рядышком стоять. Будем ручками махать. Все сегодня занимались, И немножко баловались, А теперь детвора, Отдыхать и вам пора! - Из сказочной страны я забрала ваши солнышки, вечером покажем вашим мамам. Спасибо ребята вам за сегодняшнюю работу.
|