ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВО ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Улыбина Анна Александровна Матюшкина Асия Накифовна Колматаева Алия Сагаткалиевна | |||
17.12.2023 03:00 | |||
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВО ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Ключевые слова: диалогическая речь; игровые технологии; развитие; старший дошкольный возраст. Аннотация: В данной статье выделяется и описывается общая система развития диалоговой речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Аргументируются особенности и механизмы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Особое внимание акцентируется на выявлении эффективности плана игровой деятельности в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей, посредством языковых конструкций (предложений, создаваемых на основе определённых правил. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи[1, с. 158]. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А. Г. Рузской[2, с. 128]., является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Для развития диалогической с детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Занятия по развитию речи проводятся с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. Игра – это ведущая деятельность дошкольника, в которой ребёнок удовлетворяет свою потребность быть как взрослый, свободно выражать свои желания, воплощать фантазию, общаться со сверстниками. В процессе игры развивается сюжет, объединяя в единое целое отдельные игровые действия. В игре воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь. Игру может проводить взрослый (педагог, логопед, один из родителей) с группой детей и индивидуально [3, с. 38]. Во время игры ведущий обращает внимание на речь детей, добивается правильного произношения звуков. С помощью игры можно быстрее научиться правильно говорить, учиться дружно играть вместе и радоваться успехам товарищей. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Мотив игры внутри самой игры – это увлечённость процессом. Дети играют, потому что хотят играть. В дошкольном детстве благодаря игровой деятельности развивается творческое начало, воображение. Игра служит ступенью, подготовительным этапом к художественному творчеству. Из чего состоит игра? Замещение (предметов, лиц, ситуаций). Главным условием замещения одной игрушки другой является не внешнее сходство, а возможность определённым образом действовать с этим предметом. Замещение свидетельствует о формировании знаковой функции сознания. Это ключ к развитию мышления. Функция замещение возникает в игре и развивается[4, с. 10]. Воображаемая ситуация. По мнению Выготского Л. С. воображаемая ситуацию можно написать следующим образом, воображаемая ситуация создаёт правило. Ситуация меняется если: 1) если нет возможности договорится между собой; 2) не умение следовать правилам. Суть воображаемой ситуации – это правило. Составляющим является роль. В игровой роли ребёнок берёт на себя обобщённую функцию взрослого человека. Играет по правилам этой роли. На современном этапе в педагогике, используется несколько видов классификации игр дошкольников. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:
Первая группа — это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении игры. Активность детей имеет инициативный, творческий характер — дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения. Особенность этих игр состоит в том, что в них всегда вводятся правила игрового взаимодействия детей, в результате возникает речевое взаимодействие участников игры – диалог. Вторая группа — это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Сюжетно-ролевая игра является исходной, если ребёнок не овладел механизмом сюжетно-ролевой игры, то игры с правилами будут недоступны, так как в них есть выигрыш и поражение. Цель в игре с правилами — выигрыш. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания логопеда, направленные на развитие речи лучше использовать в игровой форме. В сюжетно-ролевой игре ребёнок в особых, воображаемых ситуациях самостоятельно воспроизводит фрагменты взрослой жизни, общественные и трудовые функции взрослых, отображает жизнь и труд взрослых людей. Развитие сюжетно-ролевой игры идёт от индивидуальной игры к играм вдвоём со сверстником и в последующем к развёрнутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность[5, с.113]. Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой [6, с. 1512].. Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. Среди подвижных игр встречаются игры, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками. Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей, способствует работа с использованием игр-драматизаций, дидактических, сюжетно-ролевых игр. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы — от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами. Список литературы
|