Конспект ООД в подготовительной группе «Муравьиное царство» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Войтенко Надежда Анатольевна Мумбер Елена Викторовна | |||
06.12.2023 09:53 | |||
Конспект ООД в подготовительной группе «Муравьиное царство»
МАДОУ № 24 г. Томск Задачи приоритетной образовательной области:
Задачи ОО в интеграции: ОО «ФЭМП» — закрепление ориентировки в пространстве и на листе бумаги, закрепление порядкового счета, развитие глазомера, внимания, координации рук, тонкой моторики пальцев.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конструирование — закреплять у детей устойчивый интерес к нетрадиционным техникам в работе, прививать желание экспериментировать с различными техниками и материалами в процессе работы, использовать знакомые приемы, проявлять инициативу. ОО «Познавательное развитие» задачи: обогащение знаний об окружающем мире, пополнение активного словаря, активизация пассивного словаря, развитие связной речи. Познакомить с муравьями, как представителями насекомых, Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, Предпосылки УД: активизация знаний об ученых – энтомологов, упражнения по лепке в технике пластилинография, умение ориентироваться на листе бумаги. Оборудование для педагога: макет муравейника, макет «цикл жизни муравьев», разлинованные листы со схемами для графических диктантов, фигурки муравьев, иллюстрации разных видов муравейников, маски-ободки с муравьями, материалы для творческой деятельности (бумага, пластилин и т.д.) Оборудование для детей: распечатки с заданиями по теме, игрушечные муравьи. Цели: формирование речи ребенка, обогащение словарного запаса красивыми фразами и благозвучными словосочетаниями, способствование развитию диалогичной речи, коммуникации со сверстниками и взрослыми. Реализуется необходимость научить детей ощущать границы пространства на листе бумаги, развивать точность движений, мелкую моторику рук, закреплять знание цветов, способствовать развитию эмоционально- чувственной сферы ребёнка. I. Организационный этап II. Мотивация к познавательной деятельности - Здравствуйте, ребята! - Давайте разгадаем кроссворд. Кроссворд «Насекомые» (в процессе выставляются картинки) - Ребята, а вы хотите узнать, кто на земле самый сильный? Отгадайте. Живёт в лесу малыш изящный, Пусть ростом мал, да работящий. Весь день без устали снуёт – То прут, то брёвнышко несёт… (Муравей) III. Актуализация знаний
Физкультминутка: Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг (Широким жестом развести руки в стороны.) Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят (Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.) Вниз верхушки пригибают И качают их, качают (Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону). Чок – чок, каблучок! (Потопать ногами.) В танце кружится сверчок. (Покружиться.) А кузнечик без ошибки Исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке.) Крылья бабочки мелькают – (Движения руками, как крыльями.) С муравьем она порхает. (Покружиться парами.) Под веселый гопачок Лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения, как в гопаке.) Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши.) Всё! Устали ножки! Отдохнули? Теперь занимайте свои места. IV. Сообщение новых знаний 1. Кто такие муравьи? Строение муравья. - Ребята кто из вас видел живого муравья? Давайте вспомним, как он выглядит. Муравьи – крошечные создания, обычно меньше двух сантиметров в длину. - Уточним, какого он цвета? (черные, коричневые) - Верно, но есть еще и красные, и желтые, и даже полосатые муравьи? - А сколько ног у муравья? (6, как у всех насекомых) - Давайте опишем его голову. Голова подвижная, с сильно развитыми грызущими челюстями. На голове — глаза и усики. - А какое туловище у муравья? Туловище как бы разделено на 2 части. К первой части прикреплены ноги, а второй является брюшко, на конце которого находится жало, которое выбрызгивает яд. - А как вы думаете, опасен ли этот яд для человека? (нет, он смертелен только для насекомых.) - Вот мы написали портрет муравья, теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. - Давайте поделимся с вами на 2 команды (одеваем на детей маски муравьев): команда девочек и команда мальчиков, и посмотрим, кто быстро и правильно выполнит задания. А)задание: собрать рисунок муравья из частей Б) задание: лабиринт (найти дорогу к муравейнику) Как вы думаете, все ли муравьи одинаковы? (Нет). - Верно, по всей земле проживает очень много видов муравьев, и бывают они не только разных цветов, но и разных размеров. - Самые крупные муравьи живут в Африке, они достигают в длину 30 см. Несколько раз мы наблюдали двух муравьёв, касающихся друг друга усикам. Так мы узнали, что муравьи постоянно общаются между собой. Но это не просто болтовня, все их разговоры по делу. Язык муравьёв-это язык запахов и жестов, так они могут поднять тревогу, указать путь к еде, отпугнуть чужаков от найденной пищи. По запаху муравьи отличают своих от чужаков. 2. Цикл развития муравья: Форма, размер, а также срок, через сколько вылупляются яйца муравьев, зависят от вида. Через некоторое время из яйца появляется личинка. Затем личинка становится куколкой. Наконец, превращение завершается появлением новой муравьиной особи – имаго. - Муравьи живут в муравейнике. А вы знаете, где находится самый большой муравейник в России? - В деревне Заварзино, что расположена в пригороде Томска, недалеко от нашего детского сада в еловом бору, можно увидеть самый большой муравейник диаметром 3 метра и высотой 2 м. Для того чтобы соорудить такой лабиринт лесным трудягам необходимо было без устали работать не меньше 20 лет. Как правило, население таких лесных холмиков достигает одного миллиона муравьев. - Ребята! У нас сегодня необычные гости. Эти маленькие существа вышли на охоту… попали под дождь и случилась беда: они потеряли дорогу к муравейнику. Сможем ли мы им помочь найти дорогу домой? У нас есть карты — схемы, давайте представим себя муравьями и построим к муравейнику сеть тропинок и дорожек, по которым маленькие труженики смогут добраться к своему жилищу. Дети выполняют графические диктанты по схемам, выкладывают дорожки вокруг муравейника. - Молодцы, здорово получилось! Скажите пожалуйста, а есть ли у муравьев в природе враги? (ответы детей) Конечно есть, нам нужно замаскировать наши дорожки, чтобы они не видны были неприятелям муравьев и они безопасно могли ими пользоваться… Дети украшают листы вокруг дорожек на свой вкус (пластилин, салфетки, цветная соль, природный материал, бумага, рисуют травинки карандашами). - Спасибо, дети, за помощь. Теперь наши маленькие друзья доберутся до дома. Давайте будем беречь муравейники и природу вокруг, охранять мир, который нас окружает.
|