Играем в сказки Чуковского. Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию. Содействовать речевому развитию детей мы решили через игры, основанные на сказках Чуковского. Вот как мы играем: Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи. 1. “Узнай героя” Цели: • находить по словам-определениям героя; • самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев: Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей. Добрый, внимательный, заботливый – Айболит. Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил. Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата. Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик. Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр. Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей. 2. “Все наоборот” Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением Больные – здоровые (зверята) Злой – добрый (Бармалей) Грустная – Веселая (Федора) Грязный – чистый (мальчик) Темно – светло (краденное солнце) Высокий – низкий (жираф, бегемот)
3. “Что делает?” Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия Подушка – ускакала Простыня – улетела Брюки – сбежали Стол – ушел Умывальник – выбегает Муха – пошла на базар и т.д. 4. “Кто? Что?” Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто?, что?. Муха-Цокотуха – самовар Айболит – градусник Федора – посуда Крокодил – солнце и т.д. 5. “Четвертый лишний” Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор. Айболит, волки, корабль, орел Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик Утюг, скалка, блюдца, магнитофон 6. “Скороговорки” Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп. Слишком много ножек у сороконожек. Расскажи-ка про покупки Про какие про покупки? Про покупки, про покупки Про покупочки свои. 7. “Загадки” Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки. 8. “Маленькие слова” Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение. - И упал Айболит и лежит на снегу. - Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит. - А рядом бегемотики Схватились за животики. - Я пришью ему новые ножки Он опять побежит по дорожке. 9. “Один-много” Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа Одно дерево – много … Одна пальма – много … Один крокодил – много … Одна обезьяна – много … Одна зверушка – много … Одно насекомое – много …
Игры на развитие связной речи.
Цели:
Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре. Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ. 1. “Не плачь, мышонок” В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой. Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает: – Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет. Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру. – А ты кто? Ребенок: Я Муха-цокотуха и т.д. По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т.д. 2. “Бюро находок” (игра демонстрируется) Воспитатель-ведущий: – Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К.И. Чуковского с этим словом 3. “Помогите!” (игра демонстрируется)
Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил
Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти) Эй вы, звери, выходите Крокодила победите, Чтобы жадный крокодил Солнце в небо воротил. Но мохнатые боятся: Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст Он нам солнце не отдаст! Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т.д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу. 4. “Гости” Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т.д. Мальчик к бабушке Федоре. Бармалей к Айболиту и т.д. 5. “Неожиданная встреча” Мойдодыр – Муха-цокотуха Айболит – паук (обыывание) 6. “Незнайка Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке). Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность. Комарик – это … Бармалей – это … Тараканище – это … Федора – это …
7. “Объяснялки” Продолжи предложения. Комарик храбрый, потому что … Таня и Ваня непослушные, потому что … Море погасло, потому что … Мойдодыр рассердился, потому что … Посуда убежала от Федоры, потому что… 8. “Путаница” Рассмотри рисунки. Что перепутал художник? Из болота тянут жирафа. Муха цокотуха в шапочке Айболита. Краденое солнце в зубах волка и т.д. 9. “Письмо” (пишем письмо герою) Пример: “Здравствуй, Айболит! Пишет тебе Алена Иванова. Когда я слушаю, Айболит про тебя сказку, я всегда очень переживаю. Трудно было тебе добраться до Африки. И зверят жалко, которые заболели. А потом я радуюсь, ведь ты, Айболит, вылечил всех своим гоголем-моголем. Я бы тоже хотела его попробовать. Наверное, вкусное лекарство. Очень трудная у тебя работа, Айболит, ты наверное, очень устал. Я приглашаю тебя к себе в гости, приезжай, отдохнешь – в лес сходим, на рыбалку. До свидания Айболит, жду тебя в гости. Алена.” 10. “Встреча крокодилов” (игра демонстрируется) Выставляется галерея портретов крокодилов из разных сказок: “Мойдодыр”, “Краденое солнце”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Путаница”, “Телефон”. Дети определяют героя: из какой сказки, дают характеристику, определяют, где крокодил злой, где трусливый, где сердитый, добрый. Крокодилы встретились, и каждый рассказывает свою историю.
Советы Занятие или речевую игру нужно проводить 3-4 раза подряд с интервалами: через 2-3 дня, через неделю, через 2-3 месяца, через полгода. Наблюдения показали: на первом занятии дети осваивают правила игры. Во время игры, которая проводится во второй или третий раз, дети уже подробно и даже с юмором отвечают на вопросы.
“Нам жалко дедушку Корнея В сравнении с нами он отстал Поскольку в детстве “Бармалея” И “Мойдодыра” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник Как вырос он таким ученым, Не зная самых главных книг”
|