Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое общение. Разговорная речь детей бедна, малословна. Быстрый темп жизни общества часто не позволяет родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. А современная система образования требует лучшей подготовки детей к школе. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Формируя у детей восприятие, внимательность, наблюдательность мы развиваем познавательные процессы, которые являются предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы . Мнемотехника (мнемоника) - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание. Искусство запоминания было особенно важным в до письменные периоды человеческой истории. Жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности.
В наше время существуют современные системы, где не нужно составлять речевые конструкции для запоминания и в которых совсем необязательно использовать эмоции и сюжетные картинки (создание предпосылок для непроизвольного запоминания). Современные системы запоминания основаны на нейрофизиологических исследованиях и имеют четкую теоретическую базу, благодаря которой можно выстраивать выверенную систему запоминания. Самые известные в наше время системы - это "речевая мнемотехника" Самвела Гарибяна, основанная на речевом мышлении и использующая рассказы и речевые конструкции, и система запоминания В.А. Козаренко, основанная на визуальном мышлении, обладающая высокой эффективностью.[2] Основным мнемотехническим приёмом является моделирование рассказа с помощью графических символов, путем трансформации слов и словосочетаний в символы. Проведение работы по активизации и обогащению словаря, формированию лексико-грамматического строя, готовит как нельзя лучше детей к школьному обучению. В школе детям будет необходимо запоминать слова, предложения, тексты, правила, схемы, формулы. При работе со схемами, которые дети рисуют самостоятельно, развивается мелкая моторика, а как известно: развиваем мелкую моторику – воздействуем на центры в головном мозге, связанные с речью.[4] Считаю, что необходимо специально развивать память детей-дошкольников. Сохранение знаний преимущественно связывается с долговременной памятью. Важно установить смысловую связь между словами и рисунками, что говорит о происходящих мыслительных операциях, это является условием умственного и речевого развития. Для успешного обучения в школе имеет значение сформированность наглядно-образного мышления. Развивая память детей, использую игры и упражнения для развитие зрительной памяти («Чего не стало»), слуховой памяти («Запомни слова»), обонятельной памяти («Угадай по запаху»), вкусовой памяти («Угадай по вкусу»).[5] Графические схемы применяю на занятиях по развитию речи для обучения дошкольников схематизации вербального логически связанного материала (пословиц, текстов сказок, рассказов). Дети рисуют пиктограммы для запоминания стихотворных текстов, составления плана описательного рассказа или для пересказа литературных произведений. Графические схемы эффективны для обучения детей связной доказательной речи. Особое внимание уделяю кодировке текста, развитию умения чтения схем, и развитию диалектической речи: обмен информацией, мнениями, планирование индивидуальной и совместной деятельности, обсуждение схем. Схематические модели часто используются на занятиях по познавательному и речевому развитию. [1] Этапы работы со схемой-моделью. 1.Учить детей заменять слова, словосочетания, ключевые слова в предложениях значками, символами, запоминать часто повторяющиеся символы. 2.Учить зарисовывать, обозначать предметы и явления не только разными символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, еда) - если дети умеют читать. 3.Учить детей одновременно с воспитателем составлять схему-модель, запоминать, в какой последовательности и что они зарисовали. Использовать схему-модель как план пересказа. 4.Удерживать составленную схему-модель в памяти, пересказывать сюжет, не заглядывая в нее. 5.Самостоятельно с помощью значков-символов заполнять схему-модель и использовать ее для дальнейшего пересказа. 6.Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель. Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация. Этот вид моделей очень удобен для пересказа сказок.[3] Работа по мнемотаблице состоит из 5 этапов: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ сказки с опорой на символы. 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5.Таблица воспроизводится ребенком при показе ему. В обучение работе с мнемотаблицами включают несколько занятий. Они содержат игровые задания и исследования и носят интегрированный характер, направленный на развитие речевой и познавательной деятельности. Формирование способности схематически изображать предметы совпадает по времени с овладением грамотой. Дети, умеющие читать, обладают способностью схематически изображать предметы, что позволяет делать мне вывод о взаимосвязи становления этих функций. Способность схематически изображать предметы предполагает формирование топологических схем , а овладение грамотой—топологических схем букв. Сформированность способности схематически изображать предметы , свидетельствует о готовности ребенка к овладению грамотой. По итогам работы за несколько лет можно сделать вывод, что дети легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Список использованной литературы: 1. Белоусова Л.Е. «Весёлые встречи», СПб, «Детство – пресс»,2003г. 2. Гарибян С. «Школа памяти» .– М., 2008. 3. Зиганов М.,Козаренко В.А. «МНЕМОТЕХНИКА»(Запоминание на основе визуального мышления) -М.,2006. 4. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. /М., Аркти. 2002 5. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1971.
|