Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Перова Светлана Юрьевна | |||
22.10.2023 17:30 | |||
Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста Презентацию подготовила воспитатель 1 категории БДОУ г. Омска «Детский сад № 259 общеразвивающего вида» Перова Светлана Юрьевна «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский АКТУАЛЬНОСТЬС раннего детства мир сказок знаком ребенку. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей– актуальная задача в формировании его личности.Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
ЦЕЛЬ: – Формирование навыков связной речи дошкольников в процессе ознакомления со сказками Задачи:-Развивать связную и грамматически правильную речь ненавязчивой форме -Расширять словарный запас детей-Формировать познавательный интерес-Развивать творческие способности. В своей работе использую эффективные методы и приёмы развития связной речи посредством сказки: наглядные: рассматривание иллюстраций, картин; словесные: пересказ, сочинение сказок, беседы после прочтение сказки (развитие умения рассуждать, отвечать на вопрос полным ответом); игровые: дидактические игры, игры-упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры. Дидактическое пособие «Кубики со сказками» Цель данного пособия: — учить детей узнавать произведение по картинке;-учить детей рассказыванию сказки, пересказу текста;-развивать речь детей, делать ее эмоционально насыщенной; -воспитывать умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией. Можно использовать традиционно. Например, дети по очереди бросают кубик. По верхней грани кубика ребенок должен угадать, что за произведение ему показалось и рассказать эпизод, назвать героев. Если кто-то из детей затрудняется ответить, ему помога ют другие дети. Так же можно использовать другие варианты: найти все кубики с произведениями К.Чуков ского; описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке и т.д. Методическая разработка «Сказка на липучках» Цель: учить детей пересказывать сказку близко к тексту. Весёлые липучки заинтересуют любого малыша. Картинки на липучках можно многократно отлеплять и прилеплять. В какой-то степени игра является разновидностью пазлов, и одновременно вариантом кругов Луллия. Сначала детям дается возможность разглядеть изображения, назвать, что они видят. Далее дети могут собрать картину, обобщить, догадаться, к какой сказке относятся изображения.. Мнемотаблицы «Сказки» Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях.Мнемотаблица — это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В мнемотаблицах последовательно расположены изображения, в которых зашифровано содержание сказок. При проговаривани сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.В процессе его пересказа рассматриваются картинки, при необходимости подсказываются сложные слова или продолжение текста. Театрализованная деятельность Цель: создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. Виды театра использующие в группе. Магнитный театр Настольный театр. Пальчиковый театр «Сказка — то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизникаждого ребёнка!» Спасибо за внимание.
|