«Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Васильева Ирина Валерьевна Орлова Олеся Александровна | |||
24.10.2023 13:36 | |||
«Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности». Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребёнка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности. Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
На современном этапе развитие речи детей стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений – развитие звуковой культуры речи. Все большее количество детей идет в детский сад со звуковыми нарушениями. Перед воспитателем стоят важные задачи, которые направлены на то, чтобы дети смогли успешно обучаться в школе. По материалам обследования 15-20% детей поступают в школу с несовершенным звукопроизношением, в пятилетнем возрасте таких детей 50%. На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у дошкольников. Что позволяет утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Современная школа предъявляет высокие требования к будущим школьникам, требуя от детского сада, выпускника, умеющего мыслить, самостоятельного и любознательного ребёнка, что невозможно без сформированности у ребёнка высокого уровня речевого и познавательного развития. Звуковая культура речи – является фундаментом, на котором строиться вся учебная деятельность в школе. Основная идея опыта. Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Мы ставили следующие задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи. Эти важные задачи направлены на то, чтобы дети смогли успешно обучаться в школе и решались они мной при разных видах деятельности, в том числе и на специальных занятиях. Свою работу мы строили в несколько этапов: — овладение звуковой стороной речи,
На этой основе впоследствии дети обучаются чтению. Новизна, творческие находки автора Свою работу мы старались организовывать в доступной и интересной форме – дидактических играх и упражнениях. Использование игровых приемов способствует лучшему усвоению материала. Развитию активности и любознательности способствует наглядность, поскольку у дошкольников тип мышления наглядно-образный, им еще очень трудно мысленно производить операции сложного анализа и синтеза слов. Применение наглядных средств позволяет адаптировать дидактический материал к возрастным интересам и возможностям дошкольников, облегчить овладение сложными видами фонетического анализа. В системе мы используем здоровьесберегающие методики, зрительную гимнастику, ортопедические минутки, динамические разминки, упражнения на снятие напряжений мышц, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. За счет этого формируется мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. В конечном итоге дети показывают высокие результаты при усвоении материала. Технология опыта 1. Система работы педагога, последовательность действий при осуществлении образовательного процесса, используемые формы занятий, преобладающие виды образовательной деятельности, приемы стимулирования, организации контроля; алгоритмы решения конкретных педагогических ситуаций. Основной целью работы для нас является совершенствование речевого развития воспитанников. Задачи, которые были поставлены, следующие:
Речевой средой в дошкольном возрасте является прежде всего речь взрослых как в семье, так и в детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое я осуществляю в разных формах в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками, с дидактическими игрушками, игры-инсценировки по произведениям устного народного творчества, различные игровые упражнения. Такое дидактическое общение дает возможность создать в группе речевую среду с высоким развивающим потенциалом. При обучении дошкольников мы придерживались следующих принципов: наглядности, доступности, систематичности, последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, поэтапности. В работе с детьми дошкольного возраста этот принцип один из самых важных, так как мышление у детей наглядно-образное. Дети легче запоминают звуки, усваивают материал через наглядность. Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. В своей работе мы старались соотносить учебный материал с уровнем развития детей, с их знаниями и навыками, которыми они владеют, а так же наличием предварительного и подготовительного этапов в работе, что позволяет вызывать и поддерживать интерес к играм со звуками. Используя принцип систематичности и последовательности, работу над звукопроизношением условно разделила на три этапа:
С целью развивающего обучения мы использовали зону ближайшего развития – то, что находится в процессе становления, т. е. завтрашний день развития, при котором ребенок не в состоянии самостоятельно решить задачи определенной трудности, но которые он прекрасно решает при некоторой помощи взрослого. Если вначале вся работа выполнялась с помощью взрослого, то теперь дети самостоятельно выполняют упражнения, и к тому же могут оказать поддержку другим детям. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей проявляется при реализации всех основных принципов. Дети усваивают материал на разном уровне: одни легче и быстрее, другие медленнее и с трудом. Четко организованная работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду возможна лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей в группе. Это помогает правильно планировать свою деятельность и корректировать ее в зависимости от степени овладения дошкольниками материалом. В связи с этим, мы спланировали свою работу в несколько этапов: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, диагностика индивидуальных особенностей и способностей детей, анкетирование родителей воспитанников; создание в группе предметно-развивающей среды. Обследование состояния звукопроизношения и фонематического восприятия проводим два раза в год (в сентябре и в мае). Полученные данные используем при планировании и организации деятельности с детьми. Применяем разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:
Для успешного обучения детей, мы используем игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу. Так игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. В повседневной жизни работа, начатая в непосредственно образовательной деятельности, продолжается в специальных упражнениях и играх. В утренние и вечерние часы проводим упражнения (индивидуально или с подгруппой детей) с целью развития речевого и слухового аппарата, произнесение гласных и согласных звуков, звукоподражательные игры и упражнения: «Кто как кричит?», «Кто назвал?», «Эхо», «Доскажи словечко», «Звук заблудился», «Языколомка», «Путаницы». Игры и упражнения используем по возрастам с постепенным усложнением программных задач. Они способствуют выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, развивают умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки. Поэтому очень важна постоянная и своевременная работа по включению данных игр в процесс обучения и развития дошкольников. Для повышения уровня речевого развития детей нами были организованы дополнительные занятия с детьми — с детьми 3-4 лет по разработанной нами дополнительной общеобразовательной программе «Логоритмика», с детьми 4-7 лет по дополнительной общеобразовательной программе «Чтение с увлечением». Основная цель этих занятий – научить детей ориентироваться в звуковой стороне слова и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Результативность опыта Реальный вклад педагога в дело обучения, воспитания личности. Анализируя свою работу, приходим к выводу, что целенаправленная и систематическая работа по данному направлению является результативной, что подтверждается положительной динамикой:
У детей заметно возрос интерес к занятиям, играм и игровым упражнениям по развитию речи. Дети охотно играют в пальчиковые игры и игры на развитие речевого дыхания, выполняют артикуляционные упражнения, правильно выполнять артикуляции звуков, ритмично выполнять движения в соответствии со словами. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения. Шире используют кроме существительных и глаголов другие части речи: прилагательные, наречия. Значительная часть детей овладела многими звуками, совершенствуя словопроизношение. У детей выработана особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развит фонематический слух. 3. Доступность (возможность воспроизведения в других условиях и трудности в усвоении опыта). Опыт работы доступен и возможен в воспроизведении другими педагогами в работе с дошкольниками в любых дошкольных учреждениях. Особых условий для внедрения данного опыта не требуется. При использовании игровых приемов в работе по развитию звуковой культуры речи дошкольников трудностей и проблем при использовании данного опыта не возникает, т.к. в дошкольный период именно игра является ведущим видом деятельности. При проведении занятий в игровой форме у детей повышается интерес к занятиям и материал усваивается лучше, знания, полученные таким образом – крепче. 4. Перспективы применения опыта в массовой практике. Опыт работы может быть полезен воспитателям разных возрастных групп, педагогам дополнительного образования. Распространение опыта работы в рамках дошкольного учреждения (педагогический совет, семинары-практикумы, мастер-классы и др.).
|