Конспект мастер-класса с педагогами «Виммельбух» — технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ришко Екатерина Игоревна Шавалдина Юлия Александровна | |||
21.10.2023 19:23 | |||
Конспект мастер-класса с педагогами «Виммельбух» — технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста». Разработчики:
Воспитатели подготовительной группы Г. Череповец, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» 2023 г. Актуальность: Виммельбух – это очень большая книга. Много картинок и детале. Без текста или очень мало текста, повторяющиеся детали. Одни и те же герои. Виммельбух объединяет в себе следующие образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Виммельбух – это гениальная книга для развития детей. Для лучшего развития речи детей им необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет слов. Но зато есть картинки, по которым можно рассказывать удивительные истории. Из одной и той же иллюстрации можно выудить множество историй, причем у каждого чтеца они будут свои, неповторимые. Тщательно продуманные образы, полностью задействованное пространство, скрупулёзно прорисованные детали создают особую атмосферу виммельбухов. Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования «виммельбух» — технологии, как средством эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Задачи:
Материалы и оборудование:
Ход мастер-класса Вводная часть ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы, которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи. И одной из таких технологий является «виммельбух» — технология, как средство для эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Информационная часть Установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно «виммельбух» — технологию. Что означает слово «виммельбух»? В буквальном смысле – «книжки гляделки», в переводе с немецкого «книга с мельтешащими картинками». Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. После кругосветного путешествия он пытался собрать все впечатления и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Из-под его пера вышли виммельбухи — «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли» и другие. В виммельбухе «Найди и покажи в океане», придуманном и нарисованным норвежской художницей Анной Фиске, мы становимся свидетелями заселения планеты. Знаменитая немецкая художница Карьяд придумала и нарисовала виммельбух «Жизнь Динозавров». Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало– чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.). Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас, а также прививают интерес к книгам у нечитающих детей. Виммельбух- это универсальный инструмент в развитии речи. Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии речи, где работа по коррекции речи ведется согласно лексическим темам, мы разработали свой виммельбух, в котором собраны картинки по теме «Хлеб». Альбом для рассматривания имеет плотную основу, к которой крепятся страницы виммельбуха. С таким альбомом можно работать индивидуально и по подгруппам. В процессе работы с виммельбухом появился герой–Ломтик Фома, который путешествуя по тематическому альбому, вместе с детьми фантазирует и придумывает собственные истории. Практическая часть Мы предлагаем вам сейчас самим сделать развороты. Для этого надо разделиться на 4 команды. Каждой команды выдается тема: подготовка к новому году, Зимние забавы в деревне, Развлечения в городе, Празднование нового года. Каждой команды необходимо заполнить пустое пространство различными маленькими картинками. Когда развороты сделаны, педагогам предлагается придумать задания с разворотами. Если необходима помощь, организаторы мастер-класса предлагает наводящие вопросы. Другие команды пытаются выполнить задания. Игры могут быть, «Найди определенный предмет», «Рассади семью за стол» (с описание имени, степенью родства, одежды и т.п.), «Игра на классификаццию», «Посуда» (классифицироать предметы посуды, назови ласково, из чего сделана, для чего предназначена и т.п., «Найди предметы, похожие на геометрические фигуры», «Соотнеси число с количеством предметов», «Найди предмет на определенный звук». Вывод: Проведя промежуточные мониторинги по динамике уровня речевого развития, результаты показали положительную динамику в развитии устной речи по всем параметрам языковых норм. Можно сделать вывод, что внедрение инновационного подхода в коррекционно образовательный процесс позволяет более успешно осуществлять коррекцию нарушенных речевых навыков, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать у детей устойчивую мотивацию и заинтересованность в занятиях, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Данное дидактическое пособие отвечает современным требованиям и охватывает весь объем знаний, необходимый ребенку дошкольнику. Заключительная часть Таким образом в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области ФГОС. Литература:
|