Организация речевого развития у детей дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Хвостова Мария Александровна | |||
29.09.2023 11:33 | |||
Организация речевого развития у детей дошкольного возраста Хвостова Мария Александровна Актуальность данной темы определена необходимостью развития речи у детей дошкольного возраста. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового и интересного, может выразить свои мысли и желания. Т.к. богатство речи является одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, мы, как воспитатели, должны поддержать и создать все условия для успешного развития речи у воспитанников. Практика показывает, что на занятиях дети не могут наполнить лексическими выражениями, эпитетами, к примеру, рассказ или пересказ. В итоге, дети теряют интерес. Чтобы этого не происходило педагоги используют игровые технологии речевого развития детей, такие как «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной, «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой, «Обучение составлению творческих рассказов», технология ТРИЗ, моделирование, мнемотехника, технологии обучения образной речи (составление сравнений, составление метафор, составление загадок), технология синквейна (по моему мнению, больше подходит школьникам), сказкотерапия (сочинение детьми сказок), артикуляционная и пальчиковая гимнастика, логоритмика, минидраматизации, инсценировки. Лично я предпочитаю интегрировать технологии в пределах возможного, не загружая, не перенасыщая занятие.
К сожалению, у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые ограничивают их общение с окружающими людьми. Очень редко можно встретить ребенка, владеющего правильной, чистой, наполненной описаниями и синонимами речью. Развитие связной речи дошкольников является условием успешного обучения в детском саду и подготовки к школе. Речь не дается ребенку с рождения, задача взрослых научить, развить, поддержать, раскрыть потенциал ребенка. Во-первых, с помощью речи ребенок контактирует с окружающими его людьми, то есть развивается коммуникативная и культурная сфера его жизни. Здесь, как раз применяется технология диалогического общения (А. Г. Арушановой). Следует заметить, что эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечивается не только при помощи речи, а прежде всего использованием несловесных средств — взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий. Очень важно, чтобы ребенок мог достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему средства: и речевые, и невербальные — неречевые. Я считаю, что вся наша жизнь пронизана навыками диалогического общения, поэтому так важно не упустить и дать ребенку в дошкольном возрасте эти навыки. Во-вторых, все практические занятия и игры в детском саду, будь то рисование или физкультура, или режимные моменты, сопровождаются объяснениями, стихами, загадками, пословицами и так далее. Получается, что технологии речевого развития эффективны во всех образовательных областях. Что еще раз доказывает о влиянии речевого развития на умственные способности ребенка в целом. Если, к примеру, провести занятие с детьми без эмоциональной поддержки, имею ввиду без описательного рассказа педагога, стихов, песен, музыки, поговорок, пословиц, потешек, арт. гимнастик, иными словами без игровых технологий речевого развития, в таком случае, внимание воспитанников мы привлечь не сможем, монотонная речь и «сухие» задания быстро утомляют дошкольников, а следовательно материал усвоится плохо или же не усвоится вовсе. Таким образом, в работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей. Применение различных технологий и форм работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: — дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то, — обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, — педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором. Правильное содействие развитию речи ребёнка – это самое ценное, что родители могут предложить ребёнку.
|