РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Гайнуллина Гулия Нургалиевна | |||
30.09.2023 15:20 | |||
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН В старшем дошкольном возрасте главной задачей является совершенствование связной монологической речи ребенка, которая решается через различные виды деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по серии сюжетных картинок. Серия сюжетных картинок – это своеобразная модель повествовательного текста, в которой каждая картинка изображает отдельный эпизод рассказа. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с друзьями, со сверстниками и общее интеллектуальное развитие. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.
В целом в широком смысле можно рассматривать связную речь как процесс коммуникации. Связная речь – это сложная форма речевой деятельности, которая характеризуется как последовательное систематическое развернутое изложение. Ее основной функцией выступает коммуникативная. Связная речь включает диалогическую и монологическую речь. Роль связной речи для старшего дошкольника огромна, поскольку она важна при поступлении в школу и дальнейшем обучении. Также старшие дошкольники нуждаются в общении со сверстниками, в построении дружеского общения. Все это затруднительно, если связная речь у старшего дошкольника развита плохо. В ФГОС дошкольного образования определены пять образовательных областей, одна из которых «речевое развитие». Основные направления речевого развития включают: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Рассматривая методы и направления формирования связной речи у старших дошкольников можно отметить, что на сегодня одним из перспективных направлений является использования обучения рассказыванию по серии сюжетных картин. Этот метод предполагает развитие связной речи от простых заданий к более сложным. При этом важно в процессе обучения использовать яркие картины. Важно начинать обучение на базе детского сада и тогда к школе у старшего дошкольника будет развита связная речь, ему проще будет обучаться в школе. Формирование связной речи у старших дошкольников это заслуга и родителей, воспитателей в дошкольных учреждениях. Если для развития связной речи использовать наглядность и различные приемы и методы, то можно добиться хороших результатов по формированию у дошкольника связной речи. Для продуктивной организации занятий по обучению старших дошкольников рассказыванию по картине важно использовать ряд принципов: использовать рассказывание таким образом, чтобы оно решало не только дидактические задачи, но и было коммуникативно-направленным; используя картинный материал для обучения рассказыванию, учитывать, что именно закономерности понимания картины будут определять содержательную сторону порождаемого текста; понимать, что операции рассказывания по картине находятся в иерархической зависимости друг от друга. Старший дошкольный возраст, характеризуется переходом от ситуативной речи кконтекстной, что становится заметным к 5 годам. Отличие связной речи старшего дошкольника отличаются тем, что она включает довольно развитую контекстную речь и объяснительную, которые приходят на смену ситуативной. То есть речь старшего дошкольника становиться сложнее, в отличие от детей более раннего возраста он может уже развернуто объяснить, почему он что-то сделал. Особенности развития связной речи старших дошкольников в современных условиях заключаются в том, что все чаще учителя в школе отмечают то, что у современных старших дошкольников не достаточно хорошо сформирована связная речь. Они отмечают, что речевой опыт современного старшего дошкольника ограничен, языковые средства несовершенны, речь его довольно бедна и малословна. Среди причин такого положения дел они указывают то, что детям уделяется мало внимания со стороны родителей, поскольку они заняты на работе. Дети дошкольного возраста часто проводят свое свободное время, не общаясь со своими родителями, а сидя за компьютером или напротив телевизора. Современные родители стали реже общаться и читать своим детям книги, предпочитая планшет, телевизор или компьютер для совместной деятельности. Кроме того, сегодня растет количество разводов в семьях и воспитание ребенка часто ложится на «плечи» только одного из родителей (чаще всего матери), что также негативно отражается на гармоничном развитии дошкольника.
|