Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Отечественный и зарубежный опыт развития речи детей дошкольного возраста с применением мнемотехники как педагогической технологии
Развитие речи у детей
Автор: Бурмистрова Ксения Алексеевна Борисова Елена Викторовна Бикмухаметова Альбина Ришатовна Тазиева Роза Наисовна   
27.09.2023 21:37

Отечественный и зарубежный опыт развития речи детей дошкольного возраста с применением мнемотехники как педагогической технологииОтечественный и зарубежный опыт развития речи детей дошкольного возраста с применением мнемотехники как педагогической технологии

  • Бурмистрова Ксения Алексеевна, Воспитатель,
  • Борисова Елена Викторовна, Старший воспитатель,
  • Бикмухаметова Альбина Ришатовна, Воспитатель,
  • Тазиева Роза Наисовна, Воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида» Московского района г.Казани

Отечественный опыт в нашей работе рассматривается на основе изучения различных авторов-исследователей, определяющих основные пути развития дошкольников в условиях мнемической деятельности. Так, в диссертационной работе О.Н. Быковой [2] отмечается, что принципы мнемической деятельности, связанной с запоминанием стихов в дошкольном возрасте, опираются на целостность и системность развития психики, программированного обучения, усложнения уровней решения мнемических задач, учета отдельных индивидуальных особенностей детей.

В исследовании О.Н. Бондаренко [1] раскрыты уровни развития языковой деятельности личности на основе вербально-семантического, когнитивно-тезаурусного, мотивационного и деятельностно-коммуникативного направлений. Лексический запас и знание основных строевых закономерностей языка базируется на использовании языковых средств в условиях адресности, коммуникативной компетенции, развития языкового сознания. Если рассматривать современные пути развития дошкольного образования, то в монографии Н.И. Виноградовой [3] отмечается, что прогрессивное развитие системы дошкольного образования связано с многосторонней трансформацией, которая предполагает разработку моделей целостного развития дошкольника на основе созидания и ориентации в прогнозировании авторской системы образовательной деятельности. В монографии «Дошкольное образование: инновации, перспективы развития» [4] среди основных тенденций в инновационных процессах дошкольного образования можно выделить перестройку форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом деятельностного подхода, а также проектирование дошкольной образовательной среды на основе новых технологий, которые базируются на выявлении резервных возможностей личности ребенка и педагога в условиях непрерывного процесса обучения.

В.А. Павлова, Н.Н. Проценко, используя приёмы монологической и диалогической речи, выявили принципы мнемотехники с позиции совершенствования связной речи. По их мнению, составление описательных рассказов о предметах в условиях заучивания стихотворений, связано с сюжетными описательными рассказами своими словами [6]. О.А. Ефремова считает, что проблема речевого развития дошкольников связана с повышением уровня коммуникативного развития, который позволяет строить описательные рассказы по картинам [5].

Многие авторы рассматривают мнемотехнику как инновационную технологию, позволяющую использовать мультимедиа в системе формирования пространственно-образного мышления дошкольника, которое определяется результатами речевого развития дошкольника. Применение мнемотехники на основе мультимедийной презентации позволяет визуально расширить и обогатить образное мышление дошкольника на основе принятия ценностей стихотворной детской культуры. С позиции развития словарного запаса личности, мнемотехника имеет неограниченные возможности, которые формируют умения рассматривать и комментировать картинки и сюжеты, направленные на понимание ценностей стиха.

Так, например, С.Ф. Торопова выявила значение сенсорно-графических схем при составлении рассказа. По ее мнению, мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, развитие речи на основе схем-моделей, которые зрительно усваиваются в условиях связных и последовательных описаний[7].

Существует мнение, что культура мнемотехники используется в условиях речевого развития культурных образов стихотворения, которое имеет возможности расширения памяти на основе системы стихосложения в эмоциональном и оценочном направлении. В этом случае, технология выступает как форма качественного прогрессивного развития памяти и мышления на основе ассоциативного и художественно-творческого запоминания стихотворения.

Таким образом, отечественные авторы связывают возможности использования мнемотехники с ее пространственно-сюжетным характером, объединяющим как речевую культуру личности, так и культурные образцы стиха, а также развитие творческого воображения, которое формируется на основе детских впечатлений об увиденном и услышанном. Динамика уровней применения мнемотехники используется в зависимости от возрастных, индивидуальных, социальных требований к личности дошкольника, а также в условиях субъектно-деятельностных и личностных факторов, связанных с целостной самореализацией творческого и интеллектуального потенциала дошкольника.

Зарубежный опыт в изучении значения мнемотехники рассматривает использование различных технических приемов при составлении мнемотаблиц. Так, доктор университета Fiona McPherson отмечает, что маленькие дети улучшают память с помощью визуальных и ментальных образов мнемотехники. Автор считает, что стратегия интегрированных тренингов по картинкам и реляционным изображениям в обучении детей, использование интерактивных изображений, позволяет устанавливать взаимосвязи между предметами в условиях парно-ассоциированного обучения [10]. Израильский ученый Michal Icht отмечает, что мнемотехника обеспечивает эффективную визуализацию памяти детей дошкольного возраста на основе сравнения предметов, изображенных на картинке в позиции запоминания, что не требует, по мнению ученого, навыков грамотности и может использоваться в качестве стимулов развития памяти[9]. Великобританские ученые Tracy P. Alloway, Susan E. Gathercole, Susan J. Pickering отмечают, что структура словесной и визуальной пространственной краткосрочной и рабочей памяти у детей в возрасте от 4 до 11 лет связана с развитием когнитивных процессов. Мнемотехника, по их мнению, определяется конкретными словесными и визуально-пространственными ресурсами. Эта модель, как считают авторы, в значительной степени стабильна в течение всего этого периода развития, так как связи между предметно-ориентированной, визуально-пространственной деятельностью и конструктивно-ориентированной деятельностью дают высокие показатели улучшения памяти в возрастной группе от 4 до 6 лет [11].

Таким образом, мнемотехника – это вид педагогической технологии, которая направлена на реализацию культурных и социальных ассоциаций, вызываемых у детей дошкольного возраста различными сюжетно-тематическими формами.

Речевая деятельность дошкольника в условиях применения мнемотехники подчинена следующим этапам:

  1. Рассматривание картины или сюжета в условиях развития смысловой и ценностной категориальной системы понятий.
  2. Понимание того, что изображено в условиях сюжетно-тематической и идейной направленности стихотворения.
  3. Использование системы ответов и вопросов в условиях обсуждения идейной формы стиха на основе обсуждения различных литературных форм выражения.
  4. Усвоение такта и темпа голосового стихосложения, расстановка правильного ударения, работа над интонацией.
  5. Умение тщательно проговаривать фразы, дикционные возможности в условиях поэтапного заучивания стихотворения.
  6. Организация беседы с воспитателем о возможностях паузы на основе стихотворного чтения произведения.
  7. Четкая структуризация функциональной речевой деятельности дошкольника по плану мнемотехники.
  8. Обеспечение развития связной выразительной речи в условиях подготовки к публичному выступлению чтения стихов на основе схем мнемотехники.

В.С. Бондаренко выявила, что вербально-семантический и когнитивно-тезаурусный уровень применения мнемотехники может быть проявлен в аспекте единиц понятия, концептов и идей, формирующих общие мировоззренческие установки дошкольников [1].

Мнемотехника как педагогическая технология имеет свои особенности применения, которые связаны с использованием культурных сценариев праздников, театрализованных игр, различных детских спектаклей. Она имеет следующие цели:

  • развитие образного мышления ребенка на основе памяти, восприятия и оценивания стандартов стихоизложения
  • формирование культуры публичного изложения рифмы в соответствии с эмоциональным и познавательным отношением ребенка к произведению
  • формирование системного духовно-нравственного мировоззрения на основе духовных идеалов и идейной концепции стиха
  • использование личностью связной речи, обогащенной правильной дикцией
  • эстетическое развитие личности на основе системы творческой направленности
  • формирования умений понимать сюжетно-идейную основу стиха, правильно его оценивать
  • умение демонстрировать в речи путем расстановки ударения и подчеркивания смысловой направленности акцентуацией главных категорий стиха (выразительный пересказ).

В диссертационном исследовании О.Н. Быковой отмечается, что организация развития системы высших психических функций составляет базу для развития мнемической деятельности. Развитие субъектности ребенка в овладении содержанием мнемической деятельности связано с мотивационным, целевым и операционно-техническим компонентами [2]. Отсюда, можно сделать вывод, что технология речевого развития ребенка – это сложная технология, направленная на культурные системы связи личности с обществом в условиях развития коммуникаций, что определяет основы культурных уровней и уровней речевого, системного и процессуально-функционального запоминания стихотворения. Культурная речевая коммуникация дошкольника имеет свои особенности, которые формируются на основе умений правильно изложить смысловую концепцию стихотворения и выразить к ней свое эмоциональное отношение.

Детские стихи – это литературная форма, которая имеет многосмысловое духовно-нравственное содержание, определяющееся категориями нормы и морали и направленное на выражение общественных отношений в условиях различных художественных образов.

Необходимо отметить, что система специальных приемов, связанных с мнемотехникой, имеет содержательную структуру воспроизведения информации на базе установления причинно-следственных связей, позволяющих делать выводы, обобщения и систематизировать свои представления о стихе. Развитие умения понимать и пересказывать текст с помощью графических схем связано с использованием определенной умственной активности и наблюдательности, что обеспечивает знания и навыки осуществлять сравнения и выделять существенные признаки стиха.

Мнемотехника опирается на слайды, которые воспроизводят стихотворение целиком. Основной вид работы мнемотехники опирается на работу с карточками, схемами при составлении описательных рассказов. Игры и проигрывания сюжетно-тематических схем, отгадывания и ответы на вопросы, пересказ художественного текста направлен на интересную и увлекательную для ребенка деятельность. Интерес к заучиванию стихов обогащает словарный запас, способствует развитию образного мышления, формирует основы связной речи.

Технология мнемотехники достаточно эффективна в том случае, если связана с воспитанием и позитивной динамикой развивающего обучения в условиях индивидуального подхода к детям. Предметная сторона мнемотехнологии направлена на использование определенного дидактического материала, музыкального сопровождения, рисования, экспериментирования, инсценировки. Мнемотехнология реализует свою творческую основу в условиях формирования творческой фантазии детей, их вдохновения и воображения.

Следует подчеркнуть, что педагогическая технология мнемотехники реализуется в системе преобразования абстрактных символов и представлений о перекодировке лирического стихотворения в мнемотаблицы. Целью такой технологии становится система нравственного оценивания картинок и сюжетов с позиции решения следующих задач:

  • формирование общих представлений в условиях первичного быстрого запоминания, которое направлено на умение понимать зашифрованный текст лирического стихотворения
  • воспроизведение последовательности действий ключевых рифмованных слов в условиях педагогической словесной информации
  • опора на визуальный образ рисунков, которые связаны с установлением лингвистической зависимости от совершенствования познавательных и умственных способностей детей
  • развитие речи на основе социально-нравственных ценностей
  • запоминание лирического стихотворения в условиях поэтапного обучения.

В условиях мнемотехники успешно применяются синквейны, которые помогают усваивать понятия в различных по составу предложениях. Овладение синквейном связано с последовательностью изучения стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это стихотворение, написанное по определенным правилам:

  • первая строка – существительное, выражающее главную тему cинквейна
  • вторая строка: прилагательные, выражающие главную мысль
  • третья строка: глаголы, описывающие действия в рамках темы
  • четвертая строка: фраза, несущая определенный смысл
  • пятая строка: заключение в форме существительного.

Синквейны используются в условиях фиксации познавательной информации в мозге, моделирующие ассоциативную память дошкольника, когда запоминаемая информация осмысливается и структурируется в соответствии с разными значениями.

В разделе ФГОС ДО «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» отражены главные задачи образования детей дошкольного возраста — развитие речи и речевого общения [8]. Взаимосвязь речевого и умственного аспектов мышления важно развивать на основе использования наглядного материала, который облегчает запоминание и опирается на определенный алгоритм рассказа. В младших и средних группах это происходит с помощью воспитателя, в старших и подготовительных группах – дети должны делать это самостоятельно.

Общая стратегия стимулирования профессионального использования мнемотехники связана с ориентацией педагога на критерии образования как интенсивного модернизированного квалификационного уровня методической подготовки к осуществлению продуктивного речевого развития личности. Актуальность использования мнемотехники заключена в акмеологическом знании, определяющемся существенными инновационными изменениями в системе требований к личностному и деятельностному развитию дошкольника.

Кроме этого, проявление компетентности в использовании мнемотехники обусловлено высоким качеством значимых литературных источников в развитии личности, а также в умении правильно подготовить ребенка к познавательному саморазвитию в условиях развития активной субъектной позиции.

Таким образом, педагогическая технология в системе мнемотехники опирается на прием свободных ассоциаций, имеющих интеллектуальные взаимосвязи, позволяющие ребенку изучать стихи. Уровни запоминания информации в условиях мнемотехники связаны с формированием дополнительных опорных образов, которые имеют сюжетную основу и определяются идейным концептуальным содержанием. При восприятии объектов мнемотехники важно придерживаться опорных, стимулирующих этапов, позволяющих привязывать ассоциации дошкольника к конкретным запоминаемым сведениям относительно стихотворения.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко В.С. Избыточность сегментных средств в речи детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дисс. канд. фил. наук – Таганрог, 2015 -233 с.
  2. Быкова О.Н. Психолого-педагогические условия развития мнемической деятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2016 -265 с.
  3. Виноградова Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования: монография [Текст] / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 256 с.
  4. Дошкольное образование [Текст]: инновации, перспективы развития: коллективная монография / Л.В. Коломийченко, Л.В. Трубайчук, Л.Н. Худякова; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 269 с.
  5. Ефремова О.А. Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию [Текст] // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. — Йошкар-Ола, 2016. — С. 93-96.
  6. Павлова В.А., Проценко Н.Н. Метод мнемотехники как эффективное средство развития и коррекции речи дошкольников [Текст] // Инновационные технологии в науке и образовании. -2015. — № 2 (2). — С. 98-100.
  7. Торопова С.Ф. Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по развитию речи [Текст] // Наука и образование: новое время. 2014. — № 2 (2). — С. 239-242.
  8. ФГОС ДО «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //pravobraz. ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya — (дата обращения: 24. 09. 2023).
  9. IchtMichail. The production effect in memory: a prominent mnemonic in children / Journal of Child Language / Volume 42, Issue 5 September 2015, p. 1102-1124
  10. McPherson Fiona. Mnemonics for Children / Mnemonics for study (2nd ed.) Publisher: Wayz Press. 2010 – 249 pages
  11. Tracy P.Alloway, Susan E. Gathercole, Susan J. Pickering. Verbal and Visuospatial Short‐Term and Working Memory in Children: Are They Separable? // Child Development/ Volume 77, Issue 6, November/December 2006, p. 1521-1866
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год