Конспект ООД по развитию речи для детей подготовительной группы «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Амельченко Елена Анатольевна | |||
18.09.2023 21:04 | |||
Конспект ООД по развитию речи для детей подготовительной группы «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Подготовила и провела Амельченко Е.А., воспитатель МБОУ «Нахабинская гимназия № 4» городского округа Красногорск МО Программное содержание. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры. Используемый материал. Загадка о весне; стихотворение А. Плещеева «Весна»; репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели»; схема для составления рассказа. Ход ООД. Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку: Тает снежок, ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? Дети. Это бывает весной. Воспитатель. Правильно, это весна. Вот как описывает приход весны А. Плещеев в стихотворении «Весна»: Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон. Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А.К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? Художник увидел, как на березы опустилась стая грачей. Как вы думаете, в каком настроении птицы? Дети. Они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Воспитатель. Расскажите о грачах. Что они делают? Дети. Они поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Воспитатель. А как вы думаете, о чем кричат, разговаривают птицы на своем грачином языке? Дети высказывают свои предположения. (Грачи делятся впечатлениями о своем далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.) Воспитатель. А почему грачи выбрали именно это место для гнезд? Дети. Здесь спокойно, тихо, красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.) Воспитатель. Какие деревья выбрали грачи? Дети. Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, крепкие. Гнезда на ней будут надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева. Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? Дети. Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака. Воспитатель. А что происходит со снегом? Дети. Снег постепенно тает под теплыми лучами солнца. Воспитатель. Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? Дети. Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю. Воспитатель. А какие облака? Дети. Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д. Воспитатель. Ребята, расскажите, каким вы видите снег? Дети. Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д. Воспитатель. А что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Дети. Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме. Воспитатель. Ребята, вам понравилась картина А.Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей.) Воспитатель. Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам. (Дети составляют рассказ по картине, придумывают названия своим рассказам.)
|