Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРЕОДАЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Развитие речи у детей
Автор: Борисова Ирина Витальевна   
30.08.2023 11:06

ПРЕОДАЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙПРЕОДАЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Борисова И.В. Педагог-психолог МБОУ «Губернаторский лицей № 101 им. Ю.И. Латышева»

Аннотация. В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном коррекционно-образовательном процессе.

Ключевые слова: методы, способы, приемы обучения, ИКТ, младший школьник, дисграфия, коррекционная работа.

 

Нарушение процесса овладения навыками письма, которое достаточно часто осложняется дисграфией, на сегодняшний день является одной из наиболее распространенных проблем у детей, обучающихся в начальной школе. Дисграфия представляет собой совокупность симптомов, среди которых наиболее значимым выступает наличие устойчивых ошибок письма определенного характера, которые допускают дети в процессе выполнения различных письменных работ. Предпосылки к развитию дисграфии у детей достаточно часто обнаруживаются уже в старшем дошкольном возрасте. Наиболее эффективным преодоление нарушений письменной речи является в первые два года обучения до перехода к морфологическому принципу письма, после чего коррекция указанного нарушения усложняется.

Коррекция дисграфии является одной из важнейших задач в развитии и воспитании младших школьников еще и потому, что данное нарушение не представляет собой изолированный дефект и проявляется также в сопутствующем нарушении ряда других функций (зрительной памяти, акустического восприятия и т.д.). Кроме того, неуспеваемость в школе, обусловленная данным нарушением, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, как на эмоциональном, так и на поведенческом и когнитивном уровне.

Письмо представляет собой сложную интегративную, когнитивную деятельность, которая обеспечивается мультимодальным взаимодействием совокупности таких познавательных процессов как: организация деятельности, речь, моторика, восприятие, внимание, память и т.д.

Психофизиологические, психологические, нейропсихологические и педагогические условия формирования навыка письма рассматривались в исследованиях Л. С. Выготского, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурии, Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких и др., определивших сам механизм формирования нарушений навыков письма и формы их проявлений. Особенности проявления непосредственно дисграфии рассматривались в исследованиях Н. М. Пылаевой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, К. В. Засыпкиной, А. А. Романовой, Ю. В. Борисовой, Е. В. Жулиной, М. В. Гущинской, Е. А. Ежановой и др., определивших влияние зрительно-пространственной дисграфии на учебную деятельность ребенка. Основные подходы к коррекции дисграфии младших школьников изучались Е. О. Салиховой, А. А. Назаровой, Н. В. Мясоедовой, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркиной и др., описавшими основные способы, методы, приемы, педагогические условия и направления устранения рассматриваемого нарушения у учащих начальной школы. Несмотря на достаточно широкую изученность проблемы устранения нарушений письменной речи у младших школьников в научной литературе, в современных исследованиях недостаточно работ, описывающих комплексный подход к коррекции.

В свою очередь в исследовании М. М. Безруких, посвященном нейрофизиологическим механизмам организации произвольных движений у детей на примере письма, было определено, что начальные этапы формирования навыка письма характеризуются генерализованной недифференцированной активацией зон правого и левого полушария мозга: если в первые годы жизни ребенка данные полушария словно» дублируют» друг друга, то к 9-10 летнему возрасту происходит формирование своеобразной «мозаики» взаимодействия отдельных зон правого и левого полушария. В то же время Л. С. Выготским было отмечено, что овладеть письменной речью ребенок сможет только при условии, что в первые школьные годы им будут усвоены и выработаны приемы, которые подведут его к процессу письма, подготовят и облегчат для него овладение идеей и техникой записи. На это указывает в своих исследованиях и А. Р. Лурия, писавший, что начальный период обучения грамоте характеризуется тем, что ребенку необходимо уделять много внимания овладению непосредственно техническими предпосылками письма и только через 1,5-2 года освоения письмо становится для ребенка средством общения, а навык письма постепенно переходит в подлинно письменную речь. При этом цель обучения, по мнению А. Р. Лурия, заключается именно в том, чтобы «письмо-процесс» постепенно перешел в «письмо-речевая деятельность». Но для этого необходимо, чтобы в процесс письма были включены психологические предпосылки, такие как намерение, мотив, замысел, общий смысл, регуляция и контроль деятельности.

В современном мире информационно-коммуникационные технологии стали одним из самых перспективных средств коррекционной и развивающей работы с детьми. Использование компьютерных технологий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не до конца изученные варианты обучения, а также определения уровня успешности учащихся. Внедрение информационных технологий в коррекционный процесс повышает его качество и эффективность.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения письменной речи, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих), создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя ученику свободу выбора форм и средств обучения.

Главным направлением информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для реализации развивающего обучения и повышения качества образования в начальной школе за счет отслеживания индивидуальных достижений. Для младших школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия и мониторинга. Именно поэтому в современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования ИКТ в коррекционной работе.

Преимущество компьютерных технологий по сравнению с другими средствами обучения состоит: в возможности индивидуального коррекционного обучения и диагностики; в предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности; в обеспечении градуированной системной помощи, отслеживание собственных результатов. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей. Выведение учебной информации на экран компьютера в игровой форме вызывает у обучающихся интерес к познавательной деятельности. Анимация, звук, мультипликация, самостоятельный выбор ответа и самопроверка надолго привлекают внимание ребенка. Использование данных средств обучения помогает развивать у учащихся такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, самоконтроль. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс обучения грамоте младших школьников, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, снизить риск социальной дезадаптации.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция / под. ред. О.А. Величенковой. М.: Логомат, 2018. С. 76-95.
  2. Безруких М.М. Обучение письму. Екатеринбург: Рама Паблишинг. 2009. 607 с.
  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 39-386.
  4. Иванова А.П. Современные способы коррекции дисграфии у младших школьников с ОВЗ с применением технических средств обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //nsportal. ru/nachalnayashkola/logopediya/2021/05/12/sovremennye-sposoby-korrektsii-disgrafii-u-mladshih (дата обращения: 21. 11. 2022)
  5. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология. М.: Владос, 2013. 462 с.
  6. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН, 1950. 352 с.
  7. Ушакова О.С. Развитие речи у детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2019. 272
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год