ПРЕОДАЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Борисова Ирина Витальевна | |||
30.08.2023 11:06 | |||
ПРЕОДАЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Борисова И.В. Педагог-психолог МБОУ «Губернаторский лицей № 101 им. Ю.И. Латышева» Аннотация. В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном коррекционно-образовательном процессе. Ключевые слова: методы, способы, приемы обучения, ИКТ, младший школьник, дисграфия, коррекционная работа.
Нарушение процесса овладения навыками письма, которое достаточно часто осложняется дисграфией, на сегодняшний день является одной из наиболее распространенных проблем у детей, обучающихся в начальной школе. Дисграфия представляет собой совокупность симптомов, среди которых наиболее значимым выступает наличие устойчивых ошибок письма определенного характера, которые допускают дети в процессе выполнения различных письменных работ. Предпосылки к развитию дисграфии у детей достаточно часто обнаруживаются уже в старшем дошкольном возрасте. Наиболее эффективным преодоление нарушений письменной речи является в первые два года обучения до перехода к морфологическому принципу письма, после чего коррекция указанного нарушения усложняется. Коррекция дисграфии является одной из важнейших задач в развитии и воспитании младших школьников еще и потому, что данное нарушение не представляет собой изолированный дефект и проявляется также в сопутствующем нарушении ряда других функций (зрительной памяти, акустического восприятия и т.д.). Кроме того, неуспеваемость в школе, обусловленная данным нарушением, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, как на эмоциональном, так и на поведенческом и когнитивном уровне. Письмо представляет собой сложную интегративную, когнитивную деятельность, которая обеспечивается мультимодальным взаимодействием совокупности таких познавательных процессов как: организация деятельности, речь, моторика, восприятие, внимание, память и т.д. Психофизиологические, психологические, нейропсихологические и педагогические условия формирования навыка письма рассматривались в исследованиях Л. С. Выготского, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурии, Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких и др., определивших сам механизм формирования нарушений навыков письма и формы их проявлений. Особенности проявления непосредственно дисграфии рассматривались в исследованиях Н. М. Пылаевой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, К. В. Засыпкиной, А. А. Романовой, Ю. В. Борисовой, Е. В. Жулиной, М. В. Гущинской, Е. А. Ежановой и др., определивших влияние зрительно-пространственной дисграфии на учебную деятельность ребенка. Основные подходы к коррекции дисграфии младших школьников изучались Е. О. Салиховой, А. А. Назаровой, Н. В. Мясоедовой, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркиной и др., описавшими основные способы, методы, приемы, педагогические условия и направления устранения рассматриваемого нарушения у учащих начальной школы. Несмотря на достаточно широкую изученность проблемы устранения нарушений письменной речи у младших школьников в научной литературе, в современных исследованиях недостаточно работ, описывающих комплексный подход к коррекции. В свою очередь в исследовании М. М. Безруких, посвященном нейрофизиологическим механизмам организации произвольных движений у детей на примере письма, было определено, что начальные этапы формирования навыка письма характеризуются генерализованной недифференцированной активацией зон правого и левого полушария мозга: если в первые годы жизни ребенка данные полушария словно» дублируют» друг друга, то к 9-10 летнему возрасту происходит формирование своеобразной «мозаики» взаимодействия отдельных зон правого и левого полушария. В то же время Л. С. Выготским было отмечено, что овладеть письменной речью ребенок сможет только при условии, что в первые школьные годы им будут усвоены и выработаны приемы, которые подведут его к процессу письма, подготовят и облегчат для него овладение идеей и техникой записи. На это указывает в своих исследованиях и А. Р. Лурия, писавший, что начальный период обучения грамоте характеризуется тем, что ребенку необходимо уделять много внимания овладению непосредственно техническими предпосылками письма и только через 1,5-2 года освоения письмо становится для ребенка средством общения, а навык письма постепенно переходит в подлинно письменную речь. При этом цель обучения, по мнению А. Р. Лурия, заключается именно в том, чтобы «письмо-процесс» постепенно перешел в «письмо-речевая деятельность». Но для этого необходимо, чтобы в процесс письма были включены психологические предпосылки, такие как намерение, мотив, замысел, общий смысл, регуляция и контроль деятельности. В современном мире информационно-коммуникационные технологии стали одним из самых перспективных средств коррекционной и развивающей работы с детьми. Использование компьютерных технологий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не до конца изученные варианты обучения, а также определения уровня успешности учащихся. Внедрение информационных технологий в коррекционный процесс повышает его качество и эффективность. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения письменной речи, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих), создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя ученику свободу выбора форм и средств обучения. Главным направлением информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для реализации развивающего обучения и повышения качества образования в начальной школе за счет отслеживания индивидуальных достижений. Для младших школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия и мониторинга. Именно поэтому в современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования ИКТ в коррекционной работе. Преимущество компьютерных технологий по сравнению с другими средствами обучения состоит: в возможности индивидуального коррекционного обучения и диагностики; в предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности; в обеспечении градуированной системной помощи, отслеживание собственных результатов. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей. Выведение учебной информации на экран компьютера в игровой форме вызывает у обучающихся интерес к познавательной деятельности. Анимация, звук, мультипликация, самостоятельный выбор ответа и самопроверка надолго привлекают внимание ребенка. Использование данных средств обучения помогает развивать у учащихся такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, самоконтроль. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс обучения грамоте младших школьников, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, снизить риск социальной дезадаптации. Список литературы
|