Дидактическое пособие «Речевой домик» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Зубарева Мария Александровна Кузнецова Татьяна Анатольевна | |||
21.08.2023 13:32 | |||
Дидактическое пособие «Речевой домик» В старшей и подготовительной группах дети уже должны хорошо владеть устной речью, свободно выражать свои мысли, желания, использовать речь как средство общения, выражения своих чувств, мыслей, выделять звуки в словах. Речевое развитие детей является очень важным и актуальным в дошкольном возрасте. «Речевой домик» – это интересное многофункциональное дидактическое пособие, разработанное для активизации речи различными способами. Предназначено для детей 5-7 лет. Пособие представляет собой красочный картонный домик с окошками, обтянутый фетром. В окнах прозрачные кармашки для размещения в них различных предметных и сюжетных картинок, схем и символов. Преимущества пособия:
Варианты игр
Игра «Четвертый лишний» Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. Ход: На панели домика – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы никому не было обидно. Например: Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? (банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его откусывают). Примечание: сравнения всевозможные: по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв в слове и так далее. Игра «Поезд» Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами. Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка – это вагончик. Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я креплю на крышу домика первую картинку. Потом ты положишь свою в первое окно и так будем класть по очереди дальше, во 2,3 и так далее окна. Получатся вагончики поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.
Игру можно проводить многократно, меняя картинки. Простор для фантазии безграничен. Игра «Теремок» Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий «в теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» Примечание: в ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня» Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня» Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности. Ход игры: Похожести у объектов живого мира. Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живёт? Ведущий: Это я, лиса. А ты кто? Дети: А я волк, пусти меня к себе. Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, волк, похож на меня, лису. Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть четыре лапы. Туловище, голова, два уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и так далее. Различия у объектов живого мира. Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусть меня к себе! Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся. Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, летом серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой), белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
|