Речевые игры для развития связной речи детей. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Архипова Екатерина Александровна | |||
19.08.2023 22:38 | |||
Речевые игры для развития связной речи детей. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Реутов «Детский сад комбинированного вида № 5 «Аленький цветочек» Учитель-логопед Архипова Екатерина Александровна Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребёнка происходит естественно и очень эффективно. Играя в игры, ребенок меняется на глазах, у него возникает желание выполнять задание педагога, развивается речь, психические процессы, воспитанники развиваются в непринужденной игровой форме. А самое главное, детям нравится в них играть Данные игры и упражнений могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития связной речи, тренировки правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.
Угадайка по признакам Важно — при описании на этот предмет нельзя смотреть. Это значит, что первому игроку надо очень хорошо и в деталях запомнить его внешний вид. Нужно подробно описать какой-то предмет в комнате. Опиши сказку, не называя главных героев По очереди пересказываем сюжет сказок с одним условием: любое имя — запрещено. На первом этапе игры запрещаем только сами имена (Золушка, Красная шапочка, Буратино), а на втором — более сложном этапе — и нарицательные имена. Например, в Красной Шапочке нельзя говорить "Бабушка", потому что так и зовут героиню сказки. В Золушке можно говорить "жена отца", но нельзя гооврить "Мачеха", и так далее. От слова к предложению Учимся распространять предложение. Начинаем с основы: Щенок бежит. И добавляем в предложение дополнительные члены предложения. Маленький мокрый щенок быстро бежит по каменистой дороге под палящим солнцем в сторону дороги. Каждый участник добавляет по одному слову в предложение до тех пор, пока это возможно. Важно, если играем с дошкольниками, для начала подсказывать им: как бежит? Какой щенок? Куда? Зачем? Это не просто веселая игра, она автоматизирует понимание основы предложения и дополнительных членов предложения. Второй вариант Эта игра похожа на снежный ком. Насколько большое предложение мы сможем придумать, если каждый участник будет добавлять по одному слов? Произносить нужно все предложения целиком, не пропуская добавленные другими игроками слов. «Рыжий кот; – рыжий кот сидит; – рыжий кот сидит на подоконнике; – рыжий кот сидит на подоконнике и мяукает». Сказка от лица героя. Когда ребенок учится рассказывать и пересказывать, полезное и веселое упражнение – пересказать известную сказку от лица ее героев. Например, «Золушку» пересказать от лица мышей, которые стали кучерами в ее карете. – Проснулся я рано поутру, не выспался, запах кошачий везде чувствую. Вынырнул из своей норки – посмотреть, как и что. А норка моя находится в комнате, где живет девочка одна такая красивая. Ее все называют Золушка, но она Золушкой была не всегда. Раньше у нее были родители, которые ее любили. Ой, бежим, бежим, кот. Уфф, убежали. И вообще, некогда мне с вами разговаривать… В такой сказке надо сохранить и сюжет, и характер рассказчика. Продумать, с какой высоты наш герой видит происходящее, и что видит. Герои могут обычными героями сказки (бабушка в «Красной шапочке»), а могут быть и придуманными нами специально для такой сказки (например, мама трех поросят). Снежный ком Это одна из самых сложных и мощных игр: и для родного, и для иностранного языка. Первый игрок придумывает предложение. Второй повторяет первое предложение и добавляет к нему свое. Следующий участник (или первый участник) повторяют два первых предложения и добавляет свое. Так история прирастает предложениями. Играем до тех пор, пока кто-то не собьется. Это довольно непростая игра для детей, но она очень хорошо тренирует слуховую память и внимание. Цепочка В этой игре мы подбираем ряды слов, каждые два слова объединены одним общим признаком. Первый игрок говорит: Одуванчики желтые. Второй отвечает: Цыплята тоже желтые, а еще они пищат. Следующий игрок: Котята тоже пищат, а еще они пушистые. Медведи тоже пушистые, а еще они сильные. Силач в цирке тоже сильный, а еще он лысый. И так далее, то есть каждый следующий предмет или человек, животное имеет с предыдущим одно общее качество, а второе – иное. Пример игры:
В игру можно играть долго, тренируя у ребенка умение видеть и подмечать качества.
|