Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Играем со стихами!
Развитие речи у детей
Автор: Вострикова Елена Мурзагереевна Ревич Ирина Александровна   
31.07.2023 16:42

Играем со стихами!Играем со стихами!

В своей работе в общении с детьми педагоги не редко сталкиваются с такими проблемами дошкольников, как невнятная, малоэмоциональная речь невыразительное чтение стихов, боязнь публичных выступлений, угловатость, зажатость и закомплексованность, проблемы с ритмичностью, слабо выраженные вокальные, танцевальные данные, отсутствие желания самоутвердиться, сделать или придумать что – своё и т.д. Давайте попробуем решить эти сложные проблемы с помощью музыкально – театрализованной деятельности детей.

Даже самые простые и известные чистоговорки можно расцветить игрой. Один из самых доступных приёмов – карточка с изображением лиц: спокойного, злого, испуганного, весёлого, удивлённого, печального. Дети вместе с педагогом произносят чистоговорку, например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Но произнести текст нужно не просто так, а в соответствии с карточкой – настроением. И каждый разпедагог спрашивает у ребят: — Почему ты грустная, Саша? (Ведь сейчас все участники – Саши с сушкой во рту.)

 

А у каждой «Саши» свои причины:

- пошла в гости, а никого не оказалось дома

- мои ноги устали идти

- такая вкусная сушка, но всего одна, а я хочу ещё…

- А почему ты, Саша, сердитая?

И здесь находятся свои объяснения:

- терпеть не могу ходить много пешком

- уронила сушку в грязь, а так хочется есть

- никто вместе со мной не захот6нл идти.

Многократно произнесённый в ходе игры текст чистоговорки поможет детям выработать хорошую дикцию, а игра сделает этот речевой тренинг интересным и каждый раз по – новому увлекательным. Кроме того, играя с чистоговоркой, мы подключаем и мыслительную деятельн6ость ребёнка создавая поисковую ситуацию.

Идём дальше. Вот н6апример. Вас волнует малоэмоциональная речь ребёнка.

Почему он читает стихи монотонно, без всякого выражения?

Есть немало детских весёлых стихов, в которые можно играть (в том числе Б.Заходера,

С. Маршакак, М. Яснова, М.Бородицкой, И. Пивоваровой, В. Берестова и других).

Важно чтобы стихи были не описательные, а такие, где есть действие, событие и конкретные персонажи с яркими характерами. Выбирайте стихи интересные детям, понятные по содержанию, эмоционально окрашенные. Сами читайте их максимально выразительно, чтобы каждое из прочтённых вами стихотворений запомнилось ребёнку, зародило интерес и желание заниматься с другими стихами, с детской литературой в целом. Положительное восприятие прослушанного стихотворения вызывает желание и стремление ребёнка самому научиться так же выразительно и эмоционально читать.

Играя со стихами, дети изображают и передают жестами, мимикой, движениями всё то что, что происходит в стихотворении. Начинать лучше с потешек или небольших по объёму стихов. Например, таких.

КРОКОДИЛЫ

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки.

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас не надо съезжать по перилам!

Ирина Токмакова.

Проговаривая эти стихи, дети вместе с педагогом придумывают не один, а множество разных жестов и движений, чтобы как можно ярче передать содержание стихотворения и его эмоциональную окраску. В лицах и интонациях детей есть и просьба, и предупреждение, и скрытая угроза, и даже страх. Но всё это о том, чего на самом деле никогда не было и быть не может. Поэтому стихотворение это – шутка поэта, а значит, добавляется озорство, лукавство и смех…

Стихи в сочетании с несложными жестами или движениями могут стать хорошей разминкой, весёлой минуткой, игровой переменкой для детей и позволяет им эмоционально и физически отдохнуть, чтобы затем снова включится в процесс.

Самые удачные и интересные варианты игр со стихами можно использовать и на детских или домашних праздниках. А если ещё подобрать хотя бы символические костюмы. Полюбившееся стихотворение может превратится в небольшую сценку. Публичное выступление перед сверстниками, а особенно перед родителями, послужит дополнительным эмоционально – психологическим стимулом для детей.

Здесь нам важно понять ещ1 и то, что помимо решения проблем с речью ребёнка, её недостаточной выразительностью, с трудностями публичного выступления (а ведь им всем идти в школу, отвечать перед всем классом на уроке!), мы развиваем моторику рук, а значит, стимулируем мыслительную деятельность ребёнка. Кроме того, мы знакомим ребят с лучшими образцами детской отечественной и зарубежной поэзии, прививаем интерес к литературе, закладываем желание и потребность в самостоятельном сочинительстве, в получении удовольствия от творческого поиска. А это, согласитесь, в наше время компьютеризированное время так важно, но так не просто сделать!

Что касается игры с песенками (а это достойно отдельного разговора!), то играть в них не менее интересно.

Хорошая детская песня – сплав интересного текста и запоминающейся красивой мелодии. Детское вокальное исполнительство решает ещё более широкий спектр задач, связанных с общим физиологическим, психологическим и образовательно – познавательным развитием детей.

В песнях мы тоже с удовольствием можем использовать различные жесты и движения, в соответствии с содержанием текста, чтобы простая песенка стала «театром одной песни». Таким образом, дети легко и незаметно учатся петь эмоционально и выразительно.

Играйте с детьми! И вы увидите, что они стали гораздо смелее, активнее, увереннее в себе. Как выразительны их лица, жесты, как блестят их глаза! Уверенный в своих способностях и возможностях ребёнок преодолеет все временные сложности в поре своего детства, найдёт способ решения разного рода детских проблем, сможет многое в себе развить. А значит, и многого достичь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год