Играем со стихами! |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Вострикова Елена Мурзагереевна Ревич Ирина Александровна | |||
31.07.2023 16:42 | |||
Играем со стихами! В своей работе в общении с детьми педагоги не редко сталкиваются с такими проблемами дошкольников, как невнятная, малоэмоциональная речь невыразительное чтение стихов, боязнь публичных выступлений, угловатость, зажатость и закомплексованность, проблемы с ритмичностью, слабо выраженные вокальные, танцевальные данные, отсутствие желания самоутвердиться, сделать или придумать что – своё и т.д. Давайте попробуем решить эти сложные проблемы с помощью музыкально – театрализованной деятельности детей. Даже самые простые и известные чистоговорки можно расцветить игрой. Один из самых доступных приёмов – карточка с изображением лиц: спокойного, злого, испуганного, весёлого, удивлённого, печального. Дети вместе с педагогом произносят чистоговорку, например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Но произнести текст нужно не просто так, а в соответствии с карточкой – настроением. И каждый разпедагог спрашивает у ребят: — Почему ты грустная, Саша? (Ведь сейчас все участники – Саши с сушкой во рту.)
А у каждой «Саши» свои причины: - пошла в гости, а никого не оказалось дома - мои ноги устали идти - такая вкусная сушка, но всего одна, а я хочу ещё… - А почему ты, Саша, сердитая? И здесь находятся свои объяснения: - терпеть не могу ходить много пешком - уронила сушку в грязь, а так хочется есть - никто вместе со мной не захот6нл идти. Многократно произнесённый в ходе игры текст чистоговорки поможет детям выработать хорошую дикцию, а игра сделает этот речевой тренинг интересным и каждый раз по – новому увлекательным. Кроме того, играя с чистоговоркой, мы подключаем и мыслительную деятельн6ость ребёнка создавая поисковую ситуацию. Идём дальше. Вот н6апример. Вас волнует малоэмоциональная речь ребёнка. Почему он читает стихи монотонно, без всякого выражения? Есть немало детских весёлых стихов, в которые можно играть (в том числе Б.Заходера, С. Маршакак, М. Яснова, М.Бородицкой, И. Пивоваровой, В. Берестова и других). Важно чтобы стихи были не описательные, а такие, где есть действие, событие и конкретные персонажи с яркими характерами. Выбирайте стихи интересные детям, понятные по содержанию, эмоционально окрашенные. Сами читайте их максимально выразительно, чтобы каждое из прочтённых вами стихотворений запомнилось ребёнку, зародило интерес и желание заниматься с другими стихами, с детской литературой в целом. Положительное восприятие прослушанного стихотворения вызывает желание и стремление ребёнка самому научиться так же выразительно и эмоционально читать. Играя со стихами, дети изображают и передают жестами, мимикой, движениями всё то что, что происходит в стихотворении. Начинать лучше с потешек или небольших по объёму стихов. Например, таких. КРОКОДИЛЫ Прошу вас, не надо съезжать по перилам, Вы можете в зубы попасть крокодилам! Они притаились на каждой площадке И всех, кто съезжает, хватают за пятки. И тащат на дно африканского Нила. Прошу вас не надо съезжать по перилам! Ирина Токмакова. Проговаривая эти стихи, дети вместе с педагогом придумывают не один, а множество разных жестов и движений, чтобы как можно ярче передать содержание стихотворения и его эмоциональную окраску. В лицах и интонациях детей есть и просьба, и предупреждение, и скрытая угроза, и даже страх. Но всё это о том, чего на самом деле никогда не было и быть не может. Поэтому стихотворение это – шутка поэта, а значит, добавляется озорство, лукавство и смех… Стихи в сочетании с несложными жестами или движениями могут стать хорошей разминкой, весёлой минуткой, игровой переменкой для детей и позволяет им эмоционально и физически отдохнуть, чтобы затем снова включится в процесс. Самые удачные и интересные варианты игр со стихами можно использовать и на детских или домашних праздниках. А если ещё подобрать хотя бы символические костюмы. Полюбившееся стихотворение может превратится в небольшую сценку. Публичное выступление перед сверстниками, а особенно перед родителями, послужит дополнительным эмоционально – психологическим стимулом для детей. Здесь нам важно понять ещ1 и то, что помимо решения проблем с речью ребёнка, её недостаточной выразительностью, с трудностями публичного выступления (а ведь им всем идти в школу, отвечать перед всем классом на уроке!), мы развиваем моторику рук, а значит, стимулируем мыслительную деятельность ребёнка. Кроме того, мы знакомим ребят с лучшими образцами детской отечественной и зарубежной поэзии, прививаем интерес к литературе, закладываем желание и потребность в самостоятельном сочинительстве, в получении удовольствия от творческого поиска. А это, согласитесь, в наше время компьютеризированное время так важно, но так не просто сделать! Что касается игры с песенками (а это достойно отдельного разговора!), то играть в них не менее интересно. Хорошая детская песня – сплав интересного текста и запоминающейся красивой мелодии. Детское вокальное исполнительство решает ещё более широкий спектр задач, связанных с общим физиологическим, психологическим и образовательно – познавательным развитием детей. В песнях мы тоже с удовольствием можем использовать различные жесты и движения, в соответствии с содержанием текста, чтобы простая песенка стала «театром одной песни». Таким образом, дети легко и незаметно учатся петь эмоционально и выразительно. Играйте с детьми! И вы увидите, что они стали гораздо смелее, активнее, увереннее в себе. Как выразительны их лица, жесты, как блестят их глаза! Уверенный в своих способностях и возможностях ребёнок преодолеет все временные сложности в поре своего детства, найдёт способ решения разного рода детских проблем, сможет многое в себе развить. А значит, и многого достичь.
|