Консультация для родителей «Идем домой играя, речь ребенку развиваем» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Мясникова Татьяна Викторовна | |||
02.08.2023 22:39 | |||
Консультация для родителей «Идем домой играя, речь ребенку развиваем» В нашем современном мире все меньше места остается для живого общения. Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени развитию детей, которые нуждаются в простом общении со своими родителями. А ведь речь — основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Поэтому в дошкольном учреждении речевое развитие это одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Для стимуляции и совершенствования речевого развития дошкольников выработано огромное количество эффективных методов: дидактические игры, логопедические занятия, советы по развитию речевого дыхания, а также специальные занятия в игровой форме, которые способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её функций. Огромное влияние на речь ребенка оказывает игра. С её помощью можно корректировать, улучшать, развивать в детях важнейшие психические свойства, человеческие личностные качества. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, т. е. усваивает лексико-грамматические категории родного языка.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т.д.
Взрослый называет предмет, а ребёнок этот предмет должен назвать ласково. Например, кошка – кошечка, чашка – чашечка и т.д.
Например, сорока – сороки, берёза — берёзы, машина –машины и т.д.
Например, одна машина – две машины… – пять машин…, один дом — два дома…- пять домов… и т.д.
Взрослый называет несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом. Например: помидоры, тыква, кабачок (овощи). Банан, яблоко, груша (фрукты). Стол, стул, диван (мебель). Стакан, блюдце, тарелка (посуда).
Взрослый произносит три- четыре слова, а ребёнок называет лишнее и объясняет почему. Например: Стул, стол, шапка (шапка не мебель). Куртка, сапоги, свитер (сапоги не одежда) и т.д.
1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета. Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д. 2 вариант: Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.
Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.
Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Стакан из стекла? Крепость из снега? Шапка из меха? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
Ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету. Например, снег (какой?) – белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий… Лиса (какая?) …, белка (какая?) …, заяц (какой?) …
Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову. Например, кошка — мяукает, бежит, прыгает, шипит... Машина — едет, гудит, везет грузы... и т.д.
Например, кто живет в дупле? (белка). Кто живет в будке? (собака). Кто живет в норе? (лиса). Кто живет в берлоге? (медведь). Кто живет в гнезде? (птицы).
У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
Например, хвост медведя, чей хвост? (медвежий.) Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы, и т.д.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно). Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить речь и мысли ребенка.
|