Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доклад «Мнемотехника, как средство развития связной речи у детей с нарушением зрения и ТНР в группе комбинированной направленности»
Развитие речи у детей
Автор: Огай Светлана Николаевна   
17.07.2023 21:16

Доклад «Мнемотехника, как средство развития связной речи у детей с нарушением зрения и ТНР в группе комбинированной направленности»Доклад «Мнемотехника, как средство развития связной речи у детей с нарушением зрения и ТНР в группе комбинированной направленности»

Огай С.Н. МБДОУ №47 Северск. 2023 год.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен, для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка с нарушением зрения. Монологическая речь, психологически более сложная, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, на занятиях используются приемы мнемотехники.

Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде мнемотаблиц можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов. Они могут быть: предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: дается предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Для развития речи большое значение имеет у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия. Игрушки, предметы, иллюстрации явления, по которым слабовидящие составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям.

Учебно — наглядные пособия подбираются таким образом, чтобы они отвечали и лечебно-офтальмологическим, и педагогическим требованиям. Эти пособия пробуждают и стимулируют интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствуют конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка.

 

Наглядные пособия, изготовленные для этих детей, окрашены преимущественно в теплые тона, ввиду неодинаковой чувствительности глаз наших детей к разным цветам спектра.

Необходимо постоянно помнить, об индивидуальном подходе, к каждому слабовидящему ребенку, в зависимости от его зрительного дефекта. В ходе каждого занятия по развитию речи применяются коррекционно-развивающие упражнения. Так, при сходящемся содружественном косоглазии задача упражнений-расслабить конвергенцию, что помогает сосредоточить направление взора в даль и вверх.

При расходящемся содружественном косоглазии используются упражнения, предназначенные усилить аккомодацию, что помогает направить взор вблизи и вниз.

Нельзя забывать на занятии, что ребенок с амблиопией выполняет все задания при заклеенном лучше видящем глазе, т.е. в условиях, когда вся нагрузка падает на плохо видящий глаз.

При знакомстве с сюжетной картиной, детям предоставляется возможность рассматривать ее более длительное время, детям с низкой остротой зрения предлагается рассматривать картину вблизи. Все это помогает им увидеть изображение в целом, а затем разглядеть и разобрать данный сюжет по частям, понять его содержание, более глубоко разобраться.

Решая поставленные речевые задачи на занятиях, слабовидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Для сохранения зрения, для устранения или уменьшения болезненных проявлений, а так же для профилактики переутомления глаз используются рекомендации, разработанные В.К. Велитченко.

Занятие состоит из нескольких этапов:

  1. этап: рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
  3. этап: после преобразования осуществляется пересказ сказки или рассказа с опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Через мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы. Здесь вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень-желтая или оранжевая буква «О», зима-синяя или голубая буква «З», весна-зеленая буква «В», лето-красная буква «Л».

Работа с мнемотаблицами требует определенной предварительной работы, как от педагога, так и от детей:

  • наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
  • раздаточный материал;
  • обсуждения с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы;
  • выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удается достичь следующих результатов:

  • У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, словарный запас выходит на более высокий уровень.

Опыт показывает: чем раньше начать учить детей рассказыванию и пересказу с использованием метода мнемотехники, тем качественнее они будут подготовлены к школе. Мнемотаблицы помогают формировать, прежде всего, связную речь, которая является важным показателем умственных способностей ребенка и специальной готовности его к школьному обучению.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год