Доклад «Мнемотехника, как средство развития связной речи у детей с нарушением зрения и ТНР в группе комбинированной направленности» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Огай Светлана Николаевна | |||
17.07.2023 21:16 | |||
Доклад «Мнемотехника, как средство развития связной речи у детей с нарушением зрения и ТНР в группе комбинированной направленности» Огай С.Н. МБДОУ №47 Северск. 2023 год. Дошкольный возраст наиболее благоприятен, для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка с нарушением зрения. Монологическая речь, психологически более сложная, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, на занятиях используются приемы мнемотехники. Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде мнемотаблиц можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов. Они могут быть: предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: дается предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица. Для развития речи большое значение имеет у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия. Игрушки, предметы, иллюстрации явления, по которым слабовидящие составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям. Учебно — наглядные пособия подбираются таким образом, чтобы они отвечали и лечебно-офтальмологическим, и педагогическим требованиям. Эти пособия пробуждают и стимулируют интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствуют конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка.
Наглядные пособия, изготовленные для этих детей, окрашены преимущественно в теплые тона, ввиду неодинаковой чувствительности глаз наших детей к разным цветам спектра. Необходимо постоянно помнить, об индивидуальном подходе, к каждому слабовидящему ребенку, в зависимости от его зрительного дефекта. В ходе каждого занятия по развитию речи применяются коррекционно-развивающие упражнения. Так, при сходящемся содружественном косоглазии задача упражнений-расслабить конвергенцию, что помогает сосредоточить направление взора в даль и вверх. При расходящемся содружественном косоглазии используются упражнения, предназначенные усилить аккомодацию, что помогает направить взор вблизи и вниз. Нельзя забывать на занятии, что ребенок с амблиопией выполняет все задания при заклеенном лучше видящем глазе, т.е. в условиях, когда вся нагрузка падает на плохо видящий глаз. При знакомстве с сюжетной картиной, детям предоставляется возможность рассматривать ее более длительное время, детям с низкой остротой зрения предлагается рассматривать картину вблизи. Все это помогает им увидеть изображение в целом, а затем разглядеть и разобрать данный сюжет по частям, понять его содержание, более глубоко разобраться. Решая поставленные речевые задачи на занятиях, слабовидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Для сохранения зрения, для устранения или уменьшения болезненных проявлений, а так же для профилактики переутомления глаз используются рекомендации, разработанные В.К. Велитченко. Занятие состоит из нескольких этапов:
Через мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы. Здесь вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень-желтая или оранжевая буква «О», зима-синяя или голубая буква «З», весна-зеленая буква «В», лето-красная буква «Л». Работа с мнемотаблицами требует определенной предварительной работы, как от педагога, так и от детей:
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удается достичь следующих результатов:
Опыт показывает: чем раньше начать учить детей рассказыванию и пересказу с использованием метода мнемотехники, тем качественнее они будут подготовлены к школе. Мнемотаблицы помогают формировать, прежде всего, связную речь, которая является важным показателем умственных способностей ребенка и специальной готовности его к школьному обучению.
|