Занятие по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе «Составление загадки» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ельцова Ирина Владимировна | |||
24.05.2023 20:58 | |||
Занятие по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе «Составление загадки» Раздел «Развитие речи». Название: «Придумываем загадку к конкурсу Крошу» Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ — Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка» Составила: воспитатель, Ельцова Ирина Владимировна г. Югорск, 2023 г. Цель: закрепление у детей умений составления загадки по технологии ТРИЗ. Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материалы и оборудование. Игрушка Крош из Смешариков. Плакат с Кар Карычем и надписью «Внимание! Кар Карыч организовывает конкурс загадок!» Волшебник «Наоборот». Игра «Подбери сравнения». Таблица модели составления загадки (картинки: мяч, кенгуру, колесо, птица). Микрофон. Для физминутки: картинка Совуньи, картинка Ежика, картинка Кроша, картинка Кар Карыча, музыка из мультфильма «Смешарики. Начало». Раскраски по сюжету мультфильма «Смешарики». Предварительная работа. Игры и творческие задания «Хорошо-плохо». «Выбери признак, который есть у других объектов» «Что (кто) делает так же?» «Сравни разных зверят». (Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки) и т.д. Наблюдение за окружающим миром. Заучивание загадок. Составление загадок по технологии ТРИЗ. Знакомство с моделями составления загадок. Рассматривание иллюстраций к мультфильму «Смешарики» Ход занятия. Воспитатель. Ребята, когда я к вам шла сегодня на занятие, то встретила одного нашего хорошего знакомого. Интересно вам кто это? Дети. Да. Воспитатель. Хорошо, только я очень люблю загадывать загадки и придумала и про него загадку. Он активный малый, Смелый он, удалый! На зайчишку он похож. А зовут его все … Дети. Крош. Воспитатель. А вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. Дети. Здравствуй Крош. Воспитатель. Крош у нас активист, он улыбается и не унывает. Воспитатель. Крош говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что Кар – Карыч (хвастун и умелый рассказчик) решил организовать конкурс загадок. Выставляется плакат объявление. Воспитатель. Ребята я хочу задать Вам вопрос, как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? Ваш ответ ребята. Дети. Загадка Воспитатель. Правильно. Молодцы. Воспитатель. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает загадку. Крош слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Он очень хочет составить загадку о его любимой игрушке. Поможем ему? Дети. Да Воспитатель. Вот видишь, Крош, я же говорила, что наши ребята очень хорошие и будут рады тебе помочь! Воспитатель. Ребята, но, чтобы научить Кроша составлять загадки, надо его подготовить к этому. 6. И первое задание, которое поможет составит загадку – это, игра «Наоборот». Ребята, а поможет нам сегодня волшебник, который живет в уголке «Познавайкин мир». Найдите его. Дети. Находят Волшебника «Наоборот». «Игра с волшебником Наоборот». Для игры мы возьмем нашего Кроша. Я буду называть слово, а Вы Крошу будете, называть слово с противоположным значением, слово «Наоборот». Кроша, Вы передаете друг другу.
Дети передают друг другу Кроша. Воспитатель. Ребята мы с вами поиграли сейчас с волшебником «Наоборот» и Крошем, называя противоположные слова — наоборот. Молодцы ребята, много слов разных знаете. Воспитатель. Крош тебе понравилась игра. Крош. Мне очень понравилась, я научу играть в нее своего друга Ежика. Физминутка Перед физминуткой звучит музыка из мультфильма «Смешарики. Начало» Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Физкультминутка «Зарядка друзей» 1. Мы шагаем как Совунья (Шагаем) (картинка совуньи) 2. Делаем наклон как Ежик. (картинка ежика) Наклон. 3. Вместе с Крошем мы бежим. Картинка Кроша. 4. Пудрим носик как Нюша. (картинка Нюши) Пудрим носик. 5. Машем крыльями как Кар Карыч. (Картинка Кар Карыча) Машем крыльями. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Молодцы. Воспитатель. Следующее задание, которое может помочь Крошу в составлении загадки. Это игра «Подбери сравнения». Эта игра нам поможет вспомнить значение признаков, сами признаки. Научит Кроша, подбирать сравнения. Подберите сравнения к объекту апельсин. Дети подбирают сравнения к объекту. Дети. Апельсин. - По размеру апельсин похож на крупное яблоко (картинка яблока). - По месту произрастания апельсин садовый, как лимон (картинка лимона). - По цвету апельсин оранжевый, как морковка. (картинка морковки). - По вкусу Апельсин сочный, как арбуз (картинка арбуза). - По весу апельсин тяжелый, такой же как помидор (картинка помидора). - По форме круглый, как мячик (картинка мячик). - По природному/рукотворному миру апельсин относится к природному миру, как бабочка (картинка бабочки). - По рельефу апельсин шероховатый, как шарфик (картинка шарфика) Воспитатель. Молодцы! Вывод. Мы с вами поиграли в игру «Подбери сравнения». Молодцы. Вы все справились, вы все можете. Воспитатель. Сейчас мы научим, составлять загадку на конкурс загадок для Кроша о его любимой игрушке мячике. - Дети, давайте с вами загадаем загадку о мяче. Игровое упражнение «Составь загадку» по технологии ТРИЗ. Вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). Значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части иллюстрации объекта. Признак – действие. Воспитатель. Что делает мяч? Воспитатель. Давайте покажем в действии. Дети. Скачет, катится, летит. (Дети показывают движения стоя: выполняют подскоки, показывают, как катиться мяч, руками показывают, как летит мяч) Воспитатель. Скачет, как кто или что делает так же? Дети. Скачет как кенгуру. Воспитатель. Назовите, какой кенгуру. Дети. Быстрый. Воспитатель. Давайте повторим. Дети. Скачет как быстрый кенгуру. Воспитатель. Молодцы. Воспитатель. Катится, как кто или что делает так же. Дети. Колесо. Воспитатель. Назовите, какое колесо. Дети. Круглое. Воспитатель. Давайте повторим. Дети. Катиться как круглое колесо. Воспитатель. Молодцы. Воспитатель. Летит, как кто или что делает так же. Дети. Птица. Воспитатель. Назовите, какая птица. Дети. Проворная, подвижная. Воспитатель. Давайте повторим Дети. Летит как птица проворная, подвижная. Воспитатель. Далее составим загадку в целом, используя связки «Как», «Но не». Дети. Скачет как быстрый кенгуру. Катиться как круглое колесо. Летит как проворная, подвижная птица. Воспитатель: Ребята, Крош говорит, Вам спасибо, ему очень понравилось загадка. Вывод. Мы с вами загадали загадку о мяче. Молодцы! Заключительный этап. Рефлексия. Игровое упражнение: «Интервью Крошу» Воспитатель. Ребята! Подарим. Крошу, зарисованную загадку для конкурса, которую мы помогли ему сочинить. Дети. Да подарим. Воспитатель. Крошу очень понравилась ваша загадка. Он хочет взять у вас интервью и рассказать героям мульфильма «Смешариков» о нашей встрече. Воспитатель. Ребята вы согласны дать интервью Крошу Дети. Да. Дети отвечают на вопросы. Воспитатель. Я. Крошу буду помогать. Мы зададим Вам несколько вопросов. Воспитатель. Вспомните, о каком объекте мы сегодня составили загадку. Дети. О мяче. Воспитатель. Если мы встретимся с Крошем еще раз, в какую игру вы бы с ним поиграли, в которые мы сегодня играли. Дети. Игра «Наоборот» Игра «Подбери сравнения» Воспитатель. Вспомните кто нам сегодня помогал в играх, с кем вам понравилось играть. Дети. Волшебник «Наоборот». Воспитатель. Вы, молодцы ребята, я думаю, вы еще кого — то научите загадывать загадки. Например родителей. Давайте попрощаемся с нашим гостем Крошем. Наше интервью закончено. Воспитатель. И в заключении, я дарю вам раскраски.
|