Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад»
(дети с ОНР 2 уровня, 1 год обучения, 1 период)
Материал подготовили: воспитатель: Алешина Л.И.
На основе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи, мы осуществили попытку представить коррекционный процесс, равноправными звеньями которого является учитель-логопед и воспитатель. Мы предлагаем тематический принцип организации учебного материала. Учитель-логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения лексической темы работают в тесной взаимосвязи: воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами и явлениями, учитель-логопед углубляет и обеспечивает формирование речевых и неречевых навыков и умений. Изучение лексической темы осуществляется воспитателем не только в организации разнообразных занятий (обсуждение, рисование, лепка, аппликация, игра, прогулка и т.д.), но и в том числе в организации режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении всей недели.
В данной работе можно увидеть, как распределяется коррекционный материал в процессе режимных моментов течение всей рабочей недели.
Коррекционные задания в учебно-воспитательной работе с детьми в процессе режимных моментов по закреплению речевых навыков и умений с использованием средств речевого этикета по лексической теме «Детский сад» представлены в таблице.
Режимные моменты
|
Период обучения
|
Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад»
|
1
|
2
|
3
|
Утренний прием детей
|
1
|
Помочь детям овладеть средствами вербального общения. Учить детей использованию средств речевого этикета,«здравствуйте, доброе утро», обогащать лексику детей словами и выражениями в ситуации приветствия, запоминать имена детей, имена, отчества воспитателей «Здравствуй, Петя»- «Здравствуйте, Татьяна Николаевна!»
|
Утренняя гимнастика
|
1
|
1.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению упражнений и движения с речью; координировать движения в соответствии с указаниями педагога.
Ты и я, ты и я (дети указывают пальчиками друг на друга)
Мы с тобой одна семья .( дети кладут руки на плечи друг другу)
Вместе мы читаем, (раскрытые ладони перед собой)
Вместе мы играем, (прыжки на правой, на левой ноге и вместе)
Всегда и во всем мы (хлопают в ладоши)
Друзьям помогаем.
2.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению артикуляционной гимнастики.
|
Подготовка к завтраку (обеду, ужину)
|
1
|
1.Правильно использовать лексику: существительные- имена, отчества воспитателя, помощника воспитателя, имена детей, названия игрушек, посуды; глаголы - носить, убирать, ставить, мыть с использованием средств речевого этикета «спасибо, пожалуйста».
|
Подготовка к занятиям, занятие
|
1
|
1.Правильно называть материалы, принадлежности, игрушки, используемые на занятиях и действия, производимые с их помощью: положить, разложить, класть, принести, убрать, носить
2.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения фонетического, лексико-грамматического материала логопедических занятий по теме «Детский сад»(лексико-грамматические игры, контроль за поставленными звуками)
3.Формировать зрительно-моторную координацию; развивать тонкую моторику пальцев рук, соотносить слово с движением, д\и «Умелые пальцы»:
Наши пальцы упражняем,
Речь и память развиваем.
Паровоз, паровоз нам игрушки привез:
руки согнуты в локтях, имитируют движения поезда
Куклу, мишку, мяч, машину и юлу- сгибаем пальцы в кулак,
Все в корзину я сложу. начиная с большого
|
Дежурство в уголке природы
|
1
|
Различать и правильно назвать некоторые комнатные растения (по программе). Сопровождать производимые действия речью: Я поливаю фиалку. Петя поливает фиалку. Толя рыхлит землю. Дети рыхлят землю. (составление простых предложений по действию) .
|
Минутка отдыха
|
1
|
Учить детей слушать, воспринимать и понимать литературные произведения. Толкование содержания текста, беседа по вопросам. Чтение стихов о детском саде: Б.Иовлев «Сестренка»,Н.Найденова «Наши полотенца», «Ольга Павловна», «Новая девочка», А.Бродский «Новичок», О.Высотская «В нашем детском саду»
|
Подготовка к прогулке
(прогулка)
|
1
|
1.Правильно употреблять лексику, грамматические конструкции, связанные с понятиями одежда, обувь, времена года с использованием средств речевого этикета: «Татьяна Николаевна, помогите, пожалуйста, надеть куртку, шапку (завязать шарф, застегнуть ботинки). Лена, помоги, пожалуйста, завязать шарф)
2.Экскурсия по территории детского сада: сосредоточить внимание на наблюдении за изменениями в природе и объектами, находящимися на участке, определить существенные признаки предметов и явлений: прохладно, свежо, листья желтые, красные, коричневые, краснеют, падают, хрустят под ногами, кружатся.
3.Подвижные игры на понимание в тексте и использование в речи глаголов: «Мы листики осенние», «Мы веселые ребята», «Ты и я».
4.Индивидуально-подгрупповая работа: беседа по вопросам о детском саде: 1.Какой детский сад (красивый, большой, высокий). 2.Что растет вокруг детского сада? (деревья и цветы). 3.Как называется детский сад? («Колокольчик»).
4.Что делают дети в детском саду? Что дети делают на прогулке? 5.Кто встречает детей утром в детском саду? Как зовут воспитателя?
|
Коррекционный час (индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда)
|
1
|
1.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению артикуляционной гимнастики.
2.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения фонетического материала индивидуально или с подгруппой детей.
3.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения лексико-грамматического материала логопедических занятий по лексической теме «Детский сад» по картинкам, игры с мячом
1. Расширение словаря детей:
- слова-названия: спальня, коридор, раздевалка, туалет, группа, кабинет и др.,
слова-действия: играть, есть, заниматься, рисовать, играть, лепить и др.,
слова-признаки: большая, маленькая, светлая, широкая, высокая, чистая
2.Закрепление образования существительных единственного и множественного числа «Один-много»:
спальня-спальни, кухня-кухни, игрушка-игрушки и т.д.;
3.Закрепление образования глаголов множественного числа: играет-играют, спит-спят, несет-несут, лепит-лепят и т.д.
4.Закрепление согласования существительных с личными местоимениями: моя (комната, игрушка, воспитательница, куртка, спальня, группа, раздевалка и т.д.); мой (зал, стул, стол, кабинет, бассейн, коридор и т.д);
5.Составление предложений по демонстрации действия
Что делает воспитательница? – учит, объясняет, помогает, заботится, читает и т.д.
Что делает помощник воспитателя? – моет, убирает, помогает, протирает, несет, чистит и т.д.
Что делает повар? – жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.
Что делает логопед? – учит, читает, объясняет, помогает, заботится и т.д.
6.Составление коллективного рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?» с помощью наводящих вопросов
7.Выполнение заданий по развитию зрительной памяти, мелкой моторики, логического мышления: работа с разрезными картинками, игры: «4 лишний», «Найди место предмета на картинке», «Что пропало?»
|
Игры
|
1
|
Правильно использовать прямую и косвенную речь. Учить детей слышать грамматические и фонетические ошибки в речи других, закреплять полученные речевые навыки и умения, использовать речевой этикет.
|
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя. Коррекционно-воспитательный процесс строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также общедидактических и коррекционных задач обучения и воспитания.
Используемая литература.
- Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. Ю.Ф.Гаркуша, журнал «Дефектология» 1995 год
- Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., Дрофа 2010
- Л.Н.Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. Москва 2005
- Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР 3 уровня. 1 год обучения, 1 период. Авторы-составители: Е.П.Берлибо, В.Х. Петренко. Издательско-торговый дом «Корифей»Волгоград
|