Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад»
Развитие речи у детей
Автор: Алешина Лилиана Ивановна   
21.05.2023 15:22

Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад»Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад»

(дети с ОНР 2 уровня, 1 год обучения, 1 период)

Материал подготовили: воспитатель: Алешина Л.И.

На основе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи, мы осуществили попытку представить коррекционный процесс, равноправными звеньями которого является учитель-логопед и воспитатель. Мы предлагаем тематический принцип организации учебного материала. Учитель-логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения лексической темы работают в тесной взаимосвязи: воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами и явлениями, учитель-логопед углубляет и обеспечивает формирование речевых и неречевых навыков и умений. Изучение лексической темы осуществляется воспитателем не только в организации разнообразных занятий (обсуждение, рисование, лепка, аппликация, игра, прогулка и т.д.), но и в том числе в организации режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении всей недели.

 

В данной работе можно увидеть, как распределяется коррекционный материал в процессе режимных моментов течение всей рабочей недели.

Коррекционные задания в учебно-воспитательной работе с детьми в процессе режимных моментов по закреплению речевых навыков и умений с использованием средств речевого этикета по лексической теме «Детский сад» представлены в таблице.

 

Режимные моменты

Период обучения

Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад»

1

2

3

Утренний прием детей

1

Помочь детям овладеть средствами вербального общения. Учить детей использованию средств речевого этикета,«здравствуйте, доброе утро», обогащать лексику детей словами и выражениями в ситуации приветствия, запоминать имена детей, имена, отчества воспитателей «Здравствуй, Петя»- «Здравствуйте, Татьяна Николаевна!»

Утренняя гимнастика

1

1.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению упражнений и движения с речью; координировать движения в соответствии с указаниями педагога.

Ты и я, ты и я         (дети указывают пальчиками друг на друга)

Мы с тобой одна семья   .( дети кладут руки на плечи друг другу)

Вместе мы читаем,    (раскрытые ладони перед собой)

Вместе мы играем,   (прыжки на правой, на левой ноге и вместе)

Всегда и во всем мы    (хлопают в ладоши)

Друзьям помогаем.

2.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению артикуляционной гимнастики.

Подготовка к завтраку (обеду, ужину)

1

1.Правильно использовать лексику: существительные- имена, отчества воспитателя, помощника воспитателя, имена детей, названия игрушек, посуды; глаголы - носить, убирать, ставить, мыть с использованием средств речевого этикета «спасибо, пожалуйста».

Подготовка к занятиям, занятие

1

1.Правильно называть материалы, принадлежности, игрушки, используемые на занятиях и действия, производимые с их помощью: положить, разложить, класть, принести, убрать, носить

2.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения фонетического, лексико-грамматического материала логопедических занятий по теме «Детский сад»(лексико-грамматические игры, контроль за поставленными звуками)

3.Формировать зрительно-моторную координацию; развивать тонкую моторику пальцев рук, соотносить слово с движением, д\и «Умелые пальцы»:

Наши пальцы упражняем,      

Речь и память развиваем.                

Паровоз, паровоз нам игрушки привез:

руки согнуты в локтях, имитируют движения поезда

Куклу, мишку, мяч, машину и юлу- сгибаем пальцы в кулак,

Все в корзину я сложу.     начиная с большого

Дежурство в уголке природы

1

Различать и правильно назвать некоторые комнатные растения (по программе). Сопровождать производимые действия речью: Я поливаю фиалку. Петя поливает фиалку. Толя рыхлит землю. Дети рыхлят землю. (составление простых предложений по действию) .

Минутка отдыха

1

Учить детей слушать, воспринимать и понимать литературные произведения. Толкование содержания текста, беседа по вопросам. Чтение стихов о детском саде: Б.Иовлев «Сестренка»,Н.Найденова «Наши полотенца», «Ольга Павловна», «Новая девочка», А.Бродский «Новичок», О.Высотская «В нашем детском саду»

Подготовка к прогулке

(прогулка)

1

1.Правильно употреблять лексику, грамматические конструкции, связанные с понятиями одежда, обувь, времена года с использованием средств речевого этикета: «Татьяна Николаевна, помогите, пожалуйста, надеть куртку, шапку (завязать шарф, застегнуть ботинки). Лена, помоги, пожалуйста, завязать шарф)

2.Экскурсия по территории детского сада: сосредоточить внимание на наблюдении за изменениями в природе и объектами, находящимися на участке, определить существенные признаки предметов и явлений: прохладно, свежо, листья желтые, красные, коричневые, краснеют, падают, хрустят под ногами, кружатся.

3.Подвижные игры на понимание в тексте и использование в речи глаголов: «Мы листики осенние», «Мы веселые ребята», «Ты и я».

4.Индивидуально-подгрупповая работа: беседа по вопросам о детском саде: 1.Какой детский сад (красивый, большой, высокий). 2.Что растет вокруг детского сада? (деревья и цветы). 3.Как называется детский сад? («Колокольчик»).

4.Что делают дети в детском саду? Что дети делают на прогулке? 5.Кто встречает детей утром в детском саду? Как зовут воспитателя?

Коррекционный час (индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда)

1

1.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению артикуляционной гимнастики.

2.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения фонетического материала индивидуально или с подгруппой детей.

3.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения лексико-грамматического материала логопедических занятий по лексической теме «Детский сад»   по картинкам, игры с мячом

1. Расширение словаря детей:

- слова-названия: спальня, коридор, раздевалка, туалет, группа, кабинет и др.,

слова-действия: играть, есть, заниматься, рисовать, играть, лепить и др.,

слова-признаки: большая, маленькая, светлая, широкая, высокая, чистая

2.Закрепление образования существительных единственного и множественного числа «Один-много»:

спальня-спальни, кухня-кухни, игрушка-игрушки и т.д.;

3.Закрепление образования глаголов множественного числа: играет-играют, спит-спят, несет-несут, лепит-лепят и т.д.

4.Закрепление согласования существительных с личными местоимениями: моя (комната, игрушка, воспитательница, куртка, спальня, группа, раздевалка и т.д.); мой (зал, стул, стол, кабинет, бассейн, коридор и т.д);

5.Составление предложений по демонстрации действия

Что делает воспитательница? – учит, объясняет, помогает, заботится, читает и т.д.

Что делает помощник воспитателя? – моет, убирает, помогает, протирает, несет, чистит и т.д.

Что делает повар? – жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.

Что делает логопед? – учит, читает, объясняет, помогает, заботится и т.д.

6.Составление коллективного рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?» с помощью наводящих вопросов

7.Выполнение заданий по развитию зрительной памяти, мелкой моторики, логического мышления: работа с разрезными картинками, игры: «4 лишний», «Найди место предмета на картинке», «Что пропало?»

Игры

1

Правильно использовать прямую и косвенную речь. Учить детей слышать грамматические и фонетические ошибки в речи других, закреплять полученные речевые навыки и умения, использовать речевой этикет.

            Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя. Коррекционно-воспитательный процесс строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также общедидактических и коррекционных задач обучения и воспитания.

Используемая литература.

  1. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. Ю.Ф.Гаркуша, журнал «Дефектология» 1995 год
  2. Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., Дрофа 2010
  3. Л.Н.Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. Москва 2005
  4. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР 3 уровня. 1 год обучения, 1 период. Авторы-составители: Е.П.Берлибо, В.Х. Петренко. Издательско-торговый дом «Корифей»Волгоград
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год