Методическое пособие по развитию речи «Чебурашка в деревне» для детей младшего дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Римшан Дарья Александровна Вторая Елена Васильевна | |||
05.05.2023 02:12 | |||
Методическое пособие по развитию речи «Чебурашка в деревне» для детей младшего дошкольного возраста. Авторы:
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 30» Череповец 2023 Пояснительная записка. Данное методическое пособие представляет собой набор развивающих речевых игр «Чебурашка в деревне», который состоит из нескольких игр: «Остановка», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Кто как говорит», «Наша любимая посуда», «Спрятанный апельсин».
Методическое пособие по развитию речи «Чебурашка в деревне» может использоваться в нескольких вариантах:
Вариативность игры «Чебурашка в деревне» позволяет использовать их в качестве обучающего пособия и настольных игр. Цель методического пособия: создание условий для развития лексико-грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста, формирования способностей подбирать прилагательные к существительным, умение обобщать предметы, составление словосочетаний и предложений (использование уменьшительно-ласкательных форм существительных). Задачи:
Ход использования дидактического пособия. Данное методическое пособие представляет собой набор развивающих речевых игр «Чебурашка в деревне», который состоит из нескольких игр: «Остановка», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Кто как говорит», «Наша любимая посуда», «Спрятанный апельсин». Материал и оборудование: герой игры (картинка на липе) «Чебурашка», книжка-раскладушка с карточками на липе (игровые поля с соответствующими заданиями). 1. «Отправляемся в деревню» Цель: закреплять умение детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их обобщающим словом. Оборудование: игровое поле №1, картинки «Транспорт», картинка «Чебурашка». Ход игры: «Сегодня мы отправимся с вами в деревню к Чебурашке, но сначала надо до нее добраться. На чем это можно сделать?». Воспитатель показывает детям ту или иную картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета, например, автобус, вместе с детьми называет его части и т.д. Игра повторяется. «Как одним словом можно назвать велосипед, пароход, автобус и самолет?». 2. Игра «Животные и их детёныши» Цель: тренировать детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения. Оборудование: карточки с животными и их детёныши, игровые поля №3 и №5. Ход игры: «Сегодня мы отправимся с вами в хлев и узнаем, кто же там живёт?» Воспитатель прикрепляет изображение лошади и просит детей назвать. «Кто это (лошадь)». «Правильно, это лошадь». «Как зовут детеныша лошади? (жеребенок)» Таким же образом проводим дальше упражнение, используя картинки с изображением других животных (свинья, корова, овца и т.д.). 3. Игра «Кого нет?» Цель: упражнять детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений. Оборудование: карточки домашних или диких животных (игровое поле №3 или 5). Ход игры: «В деревне у Чебурашки разные животные. Посмотрите, кто это?» (по одной показывает детям, просит назвать животных). «Это кошка. Давайте скажем – это кошка (дети повторяют)». «Кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки)). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки». Тоже самое повторяем с другими карточками. 4. Игра «Кто как говорит?» Цель: способствовать правильному развитию умения согласования слов в предложении, звукоподражанию, употреблению глаголов. Оборудование: карточки домашних или диких животных (игровое поле №3 или 5). Ход игры: воспитатель показывает поочерёдно картинки с изображением животных, спрашивает, как разговаривает каждое животное. Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений детьми: «Как разговаривает кошка?» (мяукает) «Кошка мяукает, давайте повторим – кошка мяукает» «А как кошка мяукает?» (мяу-мяу). «Кошка мяукает вот так – мяу» (дети повторяют). Аналогично продолжаем упражнение, используя изображение других животных. 5. Игра «Наша любимая посуда» Цель: тренировать детей в словообразовании (использование уменьшительно-ласкательных форм существительных), обобщении предметов. Оборудование: картинка «Чебурашка», карточки предметов посуды, игровое поле №7. Ход игры: «Посмотрите, ребята, что это у Чебурашки на столе?» (на столе стоит посуда, дети называют все предметы по очереди). «А как одним словом назвать все эти предметы?» (если вариантов ответа нет, то подсказываем) «Все эти предметы – посуда». «Посмотрите, какая красивая посуда» (показывает) «Вот ложка. А как ласково можно её назвать?» (ложечка) «Красивая ложечка» (дети повторяют). Аналогично продолжаем упражнение с другой посудой. 6. Игра «Спрятанный апельсин» Цель: закрепление понимания предлогов на, под, рядом, около. Оборудование: картинка «Чебурашка», картинка апельсин, игровое поле №6 Ход игры: взрослый просит ребенка сказать, где находится апельсин, который спрятал Чебурашка (рядом, около, на, под). Предлоги необходимо выделять голосом. 7. Игра «Один — много» Цель: формирование грамматического строя речи: умение правильно образовывать форму множественного числа существительных. Оборудование: картинка «Чебурашка», лото «Один -много» Ход игры: взрослый просит ребенка соединить картинки правильно и сказать, что нарисовано на них. (один огурец – много огурцов и т.д.) 8. Игра «Огород» Цель: формирование у детей представлений об овощах, фруктах и ягодах, представление о том, где они растут; обогащать и развивать словарный запас; учить правильно произносить названия фруктов, овощей и ягод, развивать мышление, внимание и память. Оборудование: картинка «Чебурашка», игровое поле №4, карточки с изображением овощей, фруктов и ягод. Ход игры: взрослый просит ребенка помочь Чебурашке собрать урожай с огорода. Так же с детьми можно выполнить следующие задания, например:
И т. д.
|