Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия НОД по образовательной области речевое развитие для детей среднего дошкольного возраста «Звуковая культура речи, звуки щ-ч»
Развитие речи у детей
Автор: Орлова Вера Игоревна   
10.05.2023 08:32

Конспект занятия НОД по образовательной области речевое развитие для детей среднего дошкольного возраста «Звуковая культура речи, звуки щ-ч»Конспект занятия НОД по образовательной области речевое развитие для детей среднего дошкольного возраста «Звуковая культура речи, звуки щ-ч»

Воспитатель: Орлова В.И. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Личностно — ориентированная технология.

Название: «Звуковая культура речи, звуки щ-ч»

Цель: Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.

Задачи:

  1. Образовательные: Упражнять детей в правильном произнесении звуков «щ» и «ч»
  2. Развивающие: Развивать фонематический слух, укреплять артикуляционный аппарат.
  3. Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его.

Предварительная работа: комплексы артикуляционной гимнастики, игры на развитие фонематического слуха.

Организация детей:

Методы и приёмы: словесный (художественное слово, объяснение, указание), игровой, наглядный.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

Наглядный материал: картинка «Язычок», картинки для перевёртышей, игрушка щенок

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Роль педагога заинтересовать и сопровождать детей по ходу занятия; вопросы поисковые, проблемные…

Действия детей, их предложения по ходу занятия (предположительно), самостоятельные поиски решения проблемных ситуаций…

Мотивация

Загадка:

Если б не было его,

Не сказали б ничего (ответы детей)

Воспитатель показывает картинку с Язычком.

Предполагаемые действия и ответы детей.

Проблематизация

А как вы думаете, почему Язычок снова пришёл к нам в гости?

Язычок всегда приходит маленьким детям на помощь и помогает учиться правильно и красиво говорить слова.

Дети формулируют предположения.

Целеполагание

Как вы думаете, что сегодня нам покажет и расскажет Язычок? (новую песенку)

Да, Язычок познакомит вас со своей новой песенкой!

Дети определяют цель, высказывают свои предположения.

Предполагаемые ответы детей.

Планирование будущей деятельности

Чтобы лучше выполнять задания Язычка, нам нужно потренировать наши язычки. (Артикуляционная гимнастика)

- «Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

- «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

- «Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

- «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если

она укорочена.

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

- Гимнастика для глаз

Ребятки, мы с вами потренировали наши язычки, а теперь пусть отдохнут наши глазки. Давайте сделаем для них зарядку.

Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Действия детей.

Реализация плана

А помните в каком домике живёт Язычок? (рот).

Язычок умеет петь песенки, рассказывать стихи, сказки.

Давайте ещё раз вспомним и споём песенки Язычка ( песенки: водички, комарика, сердитых гусей, большого жука).

-Молодцы! Справились с песенками!

- Ой! Ребята, кто же к нам еще пришел в гости? Давайте попробуем отгадать загадку:

Весел целый день, с утра, скучным не бывает. Он играет и рычит, звонко, звонко лает. Кто это? Вам невдомек? Это маленький…(щенок)

- Щенка зовут Щен! Он никак не может правильно назвать свое имя и пришел к нам на занятие, чтобы мы вместе с Язычком помогли ему научиться правильно произносить его имя.

- Какой звук вам слышится первым в словах: щенок, Щен?

-Давайте вместе с Язычком поможем нашему гостю!

Язычок предлагает послушать новую песенку щ-щ-щ.

Послушайте: „Щ-щщ“. Что услышали? Попробуйте спеть ее, но не забывайте кончик языка держать за верхними зубами, а рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ, вот так)». На какую знакомую нам песенку она похожа? (песенка звука ч). Давайте её вспомним. Пустите на ладонь теплый ветерок и спойте: [Ч-ч-ч]
Дети произносят звук щ все вместе, затем только девочки , мальчики( 4–5 детей). «Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:

Ащ-ащ-ащ – ач-ач-ач,

Ча-ча-ча – ща-ща-ща,

Ещ-ещ-ещ – еч-еч-еч.

Ча- ча-ча – к Тане вызвали врача.

Ща-ща-ща – в речке я поймал леща.

Чу-чу-чу – нам купили по мячу.

Щу-щу-щу- в парке я щенка ищу.

- Ребята, предлагаю вам перед следующими заданиями немного подвигаться.

Динамическая пауза (физминутка)

Движения под музыку.

Теперь очень трудное задание. Надо угадать, какой звук слышится в словах этого предложения:

«Девочки и мальчики прыгают как мячики».

А какой звук прячется в словах этих стихотворных строчек (Самуил Маршак «Про все на свете»):

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

А сейчас очень-очень трудное задание. Надо услышать в слове звук щ и хлопнуть в ладошки:

плащ надену… щуку поймаю… ищу пропавшего щенка… угощу молочком ежа (педагог произносит слова с одинаковой паузой).

Можете сосчитать, сколько слов со звуком щ в пословице (просит показать ответ на пальцах):

«Щи да каша – пища наша».

Игровое упражнение «Что правильно?»

Гречка В печке, Валенки На завалинке? (Это правильно?)

Гречка В валенке, Печка На завалинке? (Правильно? Не правильно?)

Валенки В печке, На завалинке Гречка? (Что не так?)

Валенки В гречке, Завалинка В печке? (Что перепутано?)

Предполагаемые ответы и действия детей.

Оценка и рефлексия

Ребята, какие же вы молодцы!

Какую замечательную песенку мы научились петь с Язычком (песенку звука щ), а также нам удалось помочь щенку правильно называть его имя!

Нарисуйте дома портрет Язычка или щенка Щена и спойте вместе с родителями знакомые песенки.

 
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год