«Речевое развитие воспитанников посредством взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности и инструктора по физической культуре» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Щетинина Светлана Сергеевна Логинова Наталья Александровна | |||
20.04.2023 10:37 | |||
«Речевое развитие воспитанников посредством взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности и инструктора по физической культуре» Слаженность в работе логопедической группы — залог хорошего результата, это правило действует в коллективе детского сада «Калинка», т. к. деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения воспитанников. Тема физического воспитания в настоящее время очень актуальна, в век технологий дети привязаны к планшетам, телефонам и к различным другим гаджетам, играя, развлекаясь и обучаться чему либо, находясь при этом в неподвижном состоянии. Как правило, в группах компенсирующей направленности педагоги ставят первоочередной задачей — развитие работы мелкой моторики, тем самым упуская крупную моторику — движение телом. А двигательная активность тоже очень важна. Тесное сотрудничество воспитателей группы компенсирующей направленности и инструктора по физической культуре направлено на решение основных задач в речевом развитии воспитанников группы компенсирующей направленности.
Задачи, которые педагоги решают в работе с детьми с тяжелым нарушением речи являются:
Для решения данных задач, возникла потребность в дополнительной физической нагрузке. Так воспитатели группы компенсирующей направленности совместно с инструктором по физической культуре разработали модель взаимодействия в данном направлении. Одним из компонентов работы является кружковая работа «Бебифит». Программа кружка включает в себя комплекс упражнений со спортивным инвентарём, используется музыкальное сопровождение. Кроме этого программа включает в себя автоматизацию звуков, их закрепление, дыхательные упражнения, самомассаж, ориентировка в пространстве, зрительно-моторной координации движений, упражнения с фитболами, ходьба по тактильным дорожкам, с батутом, гимнастическими палками, обручами, массажным ковриком ОРТОДОН, и конечно релаксация. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в свободной деятельности. Помимо работы в спортивном зале, в группе воспитатели так же создали условия для развития двигательной активности. Включили элементы движений в различные игры на автоматизацию, дифференциацию, и закрепление поставленных воспитаннику звуков. В группе имеются следующие игры: 1. Волшебные коврики. Цель этой игры — автоматизация звуков с использованием ортопедических ковриков Задачи: формирование пространственных представлений, развитие общей моторики, автоматизация звуков в слогах, словах и предложениях. Развитие логического мышления. Для игры необходимо 8 ортопедических ковриков основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. Ребенку предлагается выполнять задания вместе с Машей и Мишей в зависимости от целей коррекционной работы и возможностей ребенка.
Инструктор по физической культуре в своей работе, так же тесно взаимодействует как с воспитателями групп компенсирующей направленности, так и с узкими специалистами, такими как, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра, учителя логопеды. Каждый год совместно педагоги составляют план взаимодействия: намечают и ставят задачи, которые будут решать в ходе учебного года, какие мероприятия совместно будут проводить и т. д. Преемственность и взаимосвязь в работе воспитателей групп компенсирующей направленности и инструктора способствует эффективности и прочному закреплению результатов коррекционной работы. Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста занимается не только воспитатель или учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если воспитатель развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы. В начале учебного года воспитатель группы компенсирующей направленности знакомит инструктора по физической культуре с речевой характеристикой воспитанников, психологической характеристикой и возрастными особенностями. Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий. В своей работе инструктор по физической культуре использует парциальную программу Кирилловой Ю.А. для детей с ТНР. Образовательный процесс ставится в соответствии с лексическими темами, которые дети изучают с воспитателем. Кириллова Ю.А. предлагает готовые комплексы упражнений и подвижных игр. Кроме этого инструктор разрабатывает авторские игры, на развитие речи и отработки различных движений. Так инструктором по физической культуре была разработана игра «Координационная звуковая лесенка». Игра представляет собой 2 плоских лесенки с пустыми ячейками. С помощью нее можно отрабатывать различные виды прыжков, изучать и закреплять звуки, буквы. Так, например, детям дается задание прыгать по ячейкам в соответствии с заданной звуковой схемой. Другой вариант: Дети делятся на две команды. Педагог показывает картинку с изображением предмета, дети из обеих команд должны на скорость составить в ячейках звуковую схему слова из символов. Например: ХЛЕБ, ПОНИ. Кроме этого можно тренировать ориентировку в пространстве выполняя прыжки по схемам со следами. Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре, используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки, закрепляют употребление глаголов будущего времени, в игре Я буду» (Я буду пожарным, я буду строителем, я буду учителем). Цель такого планирования — закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую, в силу особенностей развития детей с ТНР, инструктору по физической культуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил. На образовательной деятельности по физическому развитию, инструктор также использует различные игры для развития речи. Так, например, в зале существует «логопедический забор», на котором располагаются карточки с буквами. И ребенку даются различные задания: «Составь слово», «Какой буквы не хватает», «В какой части слова располагается звук» и т.д. Таким образом, тесное, грамотно выстроенное сотрудничество воспитателя группы компенсирующей направленности и инструктора по физической культуре, позволяет уже к концу первого года обучения отследить динамику речевого развития. Ведь именно благодаря двигательной активности, идет активное развитие речевого аппарата. Преемственность и взаимосвязь в работе воспитателя и инструктора по физической культуре способствует прочному закреплению результатов логопедической работы и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.
|