«Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Воробьева Анастасия Муратбиевна | |||
16.03.2023 07:03 | |||
«Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц» Предисловие Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Данная работа направлена на рассмотрение способов формирования речи детей дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДО, через применение дидактических игр и использование современной технологии мнемотехники. В дошкольном образовании речь рассматривается как одна из ос-нов воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Требования стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. С введением ФГОС ДО актуальным становится внимание к деятельности воспитателя ДОУ. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также в игровой деятельности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет. В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Поэтому, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников связной речи, и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности, приводит к поиску наиболее эффективных методов и приёмов. Чтобы преодолеть эти противоречия возникла необходимость в создании игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотехники для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность. Метод мнемотехники в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста Работа по формированию речи детей имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного и особенно школьного возраста. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что речь большинства детей дошкольного возраста нельзя назвать связной. В высказываниях детей отсутствует четкость, последовательность, точ-ность, предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь — это именно смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой. Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной "секрет" мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду "запомнить". Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается "наладить контакт" с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Особенности данного метода — применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например: для обозначения диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик. Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Эффективность использования метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблица. Особое место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала — мнемотаблица. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение, мнемотехникой строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изо-бражение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но ра-ционально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок — желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка — красная, и "спрятать" персонажа в графическом изображении. Например: лиса — состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь — большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
Мнемотаблицы могут использоваться:
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Практика показывает, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом "рисуют" его в памяти. Постепенно память до-школьников укрепляется, становится более "цепкой", их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 — 15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
Цели и задачи педагогической деятельности Цель: создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной речи дошкольников через дидактические игры и использование мнемотаблиц. Следуя этой цели, я поставила перед собой следующие задачи:
Содержание и этапы работы Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Использую для:
Предварительная работа:
Стихотворения Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочета-ние придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Описательный рассказ Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание -это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Пересказ Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь со-вершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Творческие рассказы Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы. Работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последова-тельных этапа.
Как работать над составлением графического плана-схемы связного рассказа Ребенку предлагается чистый, шестиклеточный бланк — основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый (учитель-логопед, воспитатель или родитель) заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном бланке. Получившаяся наглядная схема и является планом самостоятельного речевого высказывания. В схеме используются отработанные символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса. Например:
Этапы работы над стихотворением
Формы работы 1)Индивидуальный. 2) Групповой. Методы работы
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры – моделирование композиций. Речевое развитие: стихи и рассказы о природе. Социально-коммуникативное развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; Физическое развитие: физкультминутки. Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений. О дидактических играх и мнемотехнике Игровые технологии являются одной из самых распространенных педагогических технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста. Игра – один из основных видов деятельности детей, который используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способом и средством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: а) с игрушками и предметами; б) настольно-печатные; в) словесные. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Во время проведения дидактических игр воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Игровые технологии являются составной частью педагогических техно-логий. Игра – один из основных видов деятельности детей, который используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способом и средством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: а) с игрушками и предметами; б) настольно-печатные; в) словесные. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Во время проведения дидактических игр воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника строится по следующему алгоритму: мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемотаблица. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. По мнению авторов, использование мнемотехники в речевом развитии детей возможно во всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей. Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам, загадкам, стихам и считалкам. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Как сформировать интерес к процессу обучения и его мотивации с целью развития и коррекции речи? Изучив и взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи у детей приёмы мнемотехники и дидактические игры. Содержания мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей. Например, для младших дошкольников рекомендуется подбирать цветные мнемотаблицы, что способствует формированию в памяти детей опреде-ленных образов (зеленый цвет – ёлочка, лягушка; желтый цвет – солнышко, цыпленок и др.). Для детей старшего возраста схемы желательно подбирать в одном цвете. Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам, загадкам, стихам и считалкам.
|