Технология «Лепбук» как средство развития речи детей дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Волошина Полина Александровна | |||
20.03.2023 09:19 | |||
Технология «Лепбук» как средство развития речи детей дошкольного возраста. Что же такое лэпбук? Лэпбук – сравнительно новя технология обучения. Термин лепбук был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала его так, именно потому, что весь Лепбук помещается на коленях ребенка. Слово Лепбук (lapbook) так и переводится «книга на коленях». Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это отличный способ закрепления и повторения материалов. Лэпбук интересен и полезен тем, что его возможно делать совместно с ребенком. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение и др.).
В ходе работы с лэпбукми дошкольники получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный словарь, а внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук:
Лепбук обладает рядом возможностей позволяя педагогу:
Таким образом, я бы хотела поделиться идеями наполнения лепбука играми, именно по такой образовательной области, как развитие речи. Это может быть как тематический лепбук, так и лепбук конкретно направленный на развитие речи. Итак, какие же кармашки могут быть: Артикуляционная гимнастика. Основные цели гимнастики артикуляционных органов: выработка определенного положения, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков); тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса; формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка. Игра назови одним словом В данной игре ребенок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом. Таким образом, ребенок учится осмысливать родо — видовые понятия. Игра четвертый лишний Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения. Игра позволяет развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Развивать монологическую и диалогическую речь. Игра один много Данная игра направлена на обучение согласованию существительных в единственном и множественном числе. Сюда же можно отнести такую игру как «Посчитай до пяти». Игра Какое? Какой? Какая? В этой игре ребенок учится подбирать прилагательные к существительным, правильно их согласовывать. Игра Доскажи словечко в форме загадок это отличный способ усилить умственную деятельность и усовершенствовать речь. Игра составь слово. Данная игра позволяет формировать у детей интерес к чтению, закреплять знание букв, умение складывать из букв слоги, научить ребёнка слитному прочтению слога. Игра что сначала, что потом или составь рассказ по картинкам. Ребенку сначала нужно правильно выставить последовательность картинок, а затем составить по ним рассказ. Учит детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учит строить предложения при помощи слов: потому что, из-за того что, поэтому. Развивает понимание простых причинно-следственных отношений. Игра «Составь предложение по схеме». Развивает навыки согласования слов в предложении, совершенствует грамматический строй речи. Мнемотаблицы. Данный способ значительно облегчает процесс запоминания стихов, загадок, скороговорок, чистоговорок, а также помогает ребенку при составлении описательных рассказов. Мнемотаблицы делают процесс обучения в разы эффективнее, интереснее и веселей. Хочется отметить, что игры для лепбука должны быть подобраны соответственно возрасту и потребностям детей для которых создается данное пособие.
|