Развитие речи у детей | |||
Автор: Рощина Галина Юрьевна | |||
25.02.2023 13:29 | |||
Методическое пособие по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе «Синквейн, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному-речевому развитию детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга Составила: Старший воспитатель ГБДОУ № 36 Рощина Галина Юрьевна Санкт-Петербург, 2023 г. «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете». Л.С. Выготский Обоснование актуальности Условия современности таковы, что традиционное обучение в дошкольной образовательной организации не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает педагогу новые возможности преподнесения материала. Использование инновационных технологий в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя и специалистов. Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – это способность к познанию.
Педлагаем познакомиться с инновационной технологией «синквейн» для повышения эффективности процесса обучения и получения более качественных показателей по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Обоснование новизны Сегодня существует множество технологий для решения тех или иных проблем в развитии ребенка-дошкольника. Почему именно технология «синквейн» заслуживает Вашего особого внимания?
Технология «синквейн» новая, инновационная, многофункциональная, позволяющая решить несколько проблем сразу (развитие речи, познавательная сфера, коммуникация, мышление, анализ и синтез, креативность). Технология «синквейн» основана на поддержке детской инициативы. Теоретическая часть. В начале ХХ века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответсвии с определёнными правилами. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из пяти строк. Его форма напоминает «ёлочку». Первая строка (вершина ёлочки) – одно слово. Вторая строка – два слова. Третья строка – три слова. Четвертая строка – четыре слова. Пятая строка (основание Ёлочки) – одно слово. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребёнка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. С детьми мы по схеме – алгоритму составляем устные синквейны с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое, какой? Что делает, что сделает? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Таким образом, синквейн развивает логическое мышление. Схема-алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать, выглядит следующим образом: Слова-предметы (существительные) Слова – признаки (прилагательные) Слова – действия (глаголы) Методическая часть. Цель использования технологии «синквейн» — создание условий для развития критического мышления, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать и рассуждать у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Для детей
Функции синквейна.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Обращаю Ваше внимание, что сочинить синквейн не зная темы, предмета или текста невозможно! Ожидаемые результаты
Этапы реализации технологии «синквейн». Работа по обучению детей составлению синквйна делится на несколько этапов. На начальном этапе используются следующие упражнения:
На втором этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет (игрушка, картинка). Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. На третьем этапе вводится понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливают материал для распространения предложения определением. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия. Синквейн используется:
Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:
«Отгадай загадку». Чем выше уровень развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа. С детьми в течение этих месяцев проводилась подготовка для использования синквейна в их самостоятельной деятельности. Проводились дидактические игры: «Какой, какая, какие?», «Кто, что?», «Что делает?», направленные подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению, активизировать усвоенные ранее слова, также была создана картотека картинок по алфавиту. Составляли с детьми синквейн в соответствии с сезоном и темой недели: осенью составляли «Лист», «Перелетныые птицы» и т. д., зимой составляли «Зимующие птицы», «Домашние животные» и т. д. Работа с родителями была очень продуктивной. Для них разработала консультации «Что такое синквейн», «Зачем и как развивать речь ребенка?». Провела мастер-класс «Синквейн как метод речевого развития детей дошкольного возраста». Мамочки сначала вместе с детьми составлями стишки по картинкам, а потом решили поиграть словами, взяли слово «ДОЧКА», придумали очень трогательные предложения и словосочетания. Для родителей была напечатана консультация «Я гений, я Творец» и размещена в папку-передвижку в раздевалке. Давайте вместе с Вами попробуем сочинить синквейн «Автомобиль». Свои варианты.
Какой он? (грузовой, легковой, полезный, отечественный) Что он делает? (перевозит, заводится, едет, помогает) Предложение об автомобиле, афоризм или пословица. (Тихо едешь, дальше будешь; не роскошь, а средство передвижения; соблюдай ПДД) Синоним или как по-другому можно назвать автомобиль (транспорт, машина) Образовательная область «Речевое развитие». Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Например, Кто? Кукла. Какая? Красивая, любимая. Что делает? Сидит, стоит, улыбается. Предложение. Моя кукла самая красивая. Ассоциация. Игрушка. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», накапливается материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднения, то можно помочь наводящими вопросами. Надо начинать с простых понятий, знакомых тем. Что делает цветок? – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет. Девочка и мальчик могут производить несколько действий – смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет. Несколько признаков к одному предмету – желтый, кислый, сочный, ароматный (лимон). Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате, при его составлении реализуются практически все личностные способности ребенка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с родителями копилку синквейнов – по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам, ситуациям из жизни и т.д. ВЫВОД: Синквейн – достойный итог изучения любого материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимания, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. Не требует подготовки, материальных вложений. Синквейн– превосходный способ контроля за развитием детей. Рекомендую применять этот прием в повседневной жизни для ознакомления детей с окружающим миром, активизации познавательных способностей, развития речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи. То есть данный приём можно применять абсолютно к любому виду деятельности. Синквейн – это универсальный приём. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования. Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностный и личностно-ориентированной, т.к его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников. Таким образом, синквейн:
|