Мастер – класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Сафонова Любовь Николаевна | |||
25.02.2023 12:47 | |||
Мастер – класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №175 Городского округа город Уфа Республики Башкортостан Подготовил: воспитатель высшей категории Сафонова Любовь Николаевна Самым благоприятным возрастом для закладывания основ грамотной и чёткой речи является дошкольный возраст. В настоящее время у современных детей наблюдается: гиперактивность, тревожность, возбудимость, плохая дикция, бедный словарный запас, снижение любознательности, воображения, творческой активности. Чаще дети испытывают трудности при составлении монолога, краткого и развернутого ответа, в восприятии информации на слух (трудно удержать предыдущую фразу, связать отдельные предложения).
Для обогащения словарного запаса детей, улучшения памяти, связной речи педагоги в настоящее время все чаще используют приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем формирования ассоциаций, используя для этого зрительные и звуковые примеры. Для успешного запоминания должны быть соблюдены следующие условия:
Для достижения наиболее эффективных результатов обучение мнемотехнике можно проводить поэтапно. Правила использование мнемотехники
Структура мнемотехники Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Мномоквадраты — изображение, представляющие одно слово или фразу, например, дом, дерево или цветок. Мнемоквадраты используются, как графические сигналы регуляции речевой деятельности. Говори громко! Говори медленно! Говори шепотом! Также мнемоквадраты можно использовать при обучении грамоте. Игры с мнемоквадратами: 1. Педагогам нужно нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»
2. Игра «Одинаковый слог»: педагогам нужно найти картинку, в название которого есть данный слог. 3. Игра «Выложи картинки по порядку» 4. «Угадай слово» - Мои друзья — это то, на чем можно сидеть в квартире. К ведущему подходят педагоги, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча. - Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья — это то, что может перевозить грузы. К ведущему подходят педагоги, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль. - Мои друзья — это то, что умеет жужжать. К ведущему подходят педагоги, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения: ж-ж-ж. - Я — рыба. Мои друзья — это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце). Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, задание усложняется, можно познакомить детей с мнемодорожками. Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения. Работа со скороговорками У четырех черепах по четыре черепашонка. Пыхтит как пышка наш мишка. Работа с чистоговорками СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу! Игры с педагогами: 1)Зашифровать пословицы в мнемодорожку. Остальные команды отгадывают. Семь раз отмерь, один раз отрежь Под лежачий камень вода не бежит. 2) «Поиск общих признаков» — берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например, лимон и мяч.) Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. В качестве символов-заместителей используются:
Овладение приемами работы с мнемотаблицами позволяет значительно сократить время обучения и одновременно решить задачи, направленные на:
Ежику нужен жук на ужин Мнемотаблицы для заучивания стихов Белка – шалунишка Скачет белка – шалунишка Рвет с еловых веток шишки, А потом на землю прыг И отыщет боровик, Гриб нанижет на сучок – Подсушись, боровичок! Мнемотаблицы для составления описательного рассказа Мнемотаблицы для составления загадок Правила использования «мнемотаблиц»: 1)Внимательно посмотрите на таблицу. Повторите названия картинок. 2)Взрослый с помощью ребенка поочередно воспроизводит части текста, соответствующие картинке. Повторите несколько раз. 3)Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, используя мнемоническую таблицу. 4)Ребенок воспроизводит текст самостоятельно, без помощи мнемотаблицы. Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начать с простейшего мнемоквадрата, а затем шаг за шагом перейти к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам. Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важным правилом при использовании мнемотехники является то, что с ребенком должен работать не только воспитатель в детском саду, но и родители дома.
|