Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Семешко Анна Ивановна | |||
08.02.2023 20:09 | |||
Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно- примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами — всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая. Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего — педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения. Цель: развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой и внедрение сказки в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.
Задачи:
Известно, что чтение художественной литературы играет особую роль в формировании личности человека. Использование именно сказочных произведений базируется на психологических особенностях воздействия на внутренний мир ребенка. Например, сказка помогает построить собственную картину окружающего мира: согласовать язык бессознательного с пониманием ситуации и с ее словесным описанием. То есть в процессе знакомства со сказкой происходит развитие связной речи. Работу со сказкой строю следующим образом:
роль. Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини-спектакли. Театр на палочках Театр на фланелеграфе Настольный театр Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить, и понять содержание сказки. В течение года играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку», кубики со сказочными сюжетами. В своей работе с детьми я использую мнемотаблицы и лэпбуки-это замечательный способ познакомить дошкольников с русскими народными сказками. Непременный атрибут пособия — различные конверты, в которых размещаются дидактические игры и прочий материал. Сказочная тема располагает сделать их необычными, например, в виде атрибутов персонажей: волшебный сундук, короб Маши, в котором её нёс медведь, самовар Мухи-цокотухи и пр. Воспитателю стоит активно использовать лэпбук на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы. Это пособие идеально подходит для обобщающих занятий по теме сказок. Другое важное направление — индивидуальная работа с детьми. Для этой цели незаменимы дидактические игры, включённые в лэпбук (в них хорошо играть и дома, ведь лэпбук дошкольнику могут сделать и родители): 1. «Найди заплатку к сказке» (вариант для младшего возраста). Задача ребёнка — подобрать к каждой картинке недостающий элемент. «Помоги животным найти их хвостики» (также для малышей). «Где чья тень» (начиная со средней группы). Задача — соотнести сказочного персонажа с его тенью. Игра развивает восприятие формы, пространственное мышление. «Четвёртый лишний» (со средней группы). Задача ребёнка — найти картинку, которая не относится к данной сказке. Уже стало традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: гуляем, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. В группе был оформлен центр по речевому развитию и центр книги. Подготовлены картотеки дидактических игр по возрасту, наглядные методические пособия. Все находится в доступности для детей, и они выбирают то, что каждому интересно. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей. Такого рода работа эффективна при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников. Родителям были даны консультации: - «Сказка в жизни ребенка» - Создание для родителей рекомендованного списка русских народных сказок и писателей-сказочников. Проведено анкетирование «Читаем дома». Родителями был изготовлен макет к сказке «Зимовье», атрибуты к различным видам театра. Результат работы по данной теме показал, что сказки имеют воспитательный и познавательный потенциал, который является эффективным педагогическим средством. Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения, использование нестандартных подходов к организации занятий по чтению художественной литературы, позволит повысить интерес ребенка к сказке, увлечь в игру, эффективно развивать его речь. Список использованных источников
|