«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Горн Нина Ивановна | |||
01.02.2023 12:54 | |||
«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Горн Нина Ивановна учитель — логопед МБОУ «Райковская СОШ им. Н. И. Носова». Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упражнений. На данный момент одной из самых актуальных тем для специалистов является нейропсихологический подход в работе логопеда. Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию. Левое полушарие – за мыслительные операции, память, языковые способности, мышление. Ведущее полушарие – это врожденный признак. Но, как, мышцы, мозг поддается тренировке. Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано? Причин может быть много, вот несколько из них:
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
Что такое межполушарное взаимодействие? Почему его нужно развивать? Упражнения для развития межполушарного взаимодействия Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнения являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым, даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке. Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля. Упрaжнение — игрa, которaя включает различные дорожки — тренaжеры. Ребенку требуется взять в обе руки фишки красного и синего цвета и одновременно двумя руками передвигать фишки по дорожкам. Дорожки выстроены от простого, к сложному. Играя, можно автоматизировать поставленный звук, проговаривать чистоговорки, скороговорки, закрепить счет в прямом и обратном порядке. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка. От 5 до 10 минут в день. Занимaться нужно ежедневно. Дети, работая с данным пособием, проявляют большую заинтересованность, на занятиях становятся более внимательными. Зеркально симметричные рисунки на бумаге. При выполнении расслабляются глаза и руки, синхронизируется работа полушарий, увеличивается эффективность работы всего мозга. Рисуем двумя руками Рисование двумя руками одновременно способствует развитию межполушарного взаимодействия, которое необходимо для лучшей координированной работы мозга, для полноценной передачи информации между полушариями. Рисование двумя руками мелких деталей с разукрашиванием. Рисование двумя руками мелких деталей уток, а затем еще и их раскрашивание — это отличная тренировка мозга и наращивание новых нейронных связей. Для создания игровой ситуации можно использовать загадки про уток и утят. А еще можно прочитать детям стихотворение Агнии Барто «Ути-ути». Буквенные лабиринты Лабиринты в виде букв для занятий с детьми способствуют:
Как правильно проходить лабиринты, чтобы получить все развивающие преимущества, описанные выше: Искать путь надо глазами, водить пальцем нельзя. Найдя правильный путь, ребенок должен его запомнить, а потом проложить путь непрерывной линией. Отрывать карандаш (ручку) от листа нельзя. Линия, которую проводит ребенок, не должна касаться стенок лабиринта. Лабиринты, представленные на нашей странице, сложные. Если у ребенка возникли трудности в прохождении буквенных лабиринтов, то есть подсказки — точки, показывающие правильный путь. Пример буква Й. В заданиях есть не только буква лабиринт, но и картинки, в названии, которых есть изучаемая буква. Таким образом, можно отработать звуко-буквенный анализ: выделение первой буквы в слове. Наблюдая за детьми, то было видно по их действиям, что взаимодействия между полушариями у них почти отсутствует. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Таким образом, основная цель кинезиологических игр и упражнений:
Считаю, что совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Всем известно, что существуют основные виды кинезиологических упражнений:
В своей работе решила использовать именно игры и игровые упражнения. Как известно игра — это основной вид деятельности дошкольников в детском саду. На смену былой зажатости, скованности и постоянным сомнениям в себе самом придет стремление к самовыражению и умение достичь этого. Это скажется и в развитии интеллекта. Ребенок становится любознательным, самостоятельным и инициативным в принятии решения и рассуждениях. Список литературы.
|