Речевое развитие у детей дошкольного возраста посредством игры |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Бажина Ольга Александровна | |||
31.01.2023 15:43 | |||
Речевое развитие у детей дошкольного возраста посредством игры Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с телефона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды пересказов, составление текстов, упражнений со словом, словосочетанием, проводимые в системе.
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи дошкольника. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического сопровождения. Считаю условиями успешного развития речи формирование речевых умений и навыков у детей. Первое условие – это потребность в общении, коммуникации. Создаю такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний (игры-эксперименты, игры-рассуждения и т.п.). Второе условие – это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога, звучащая на занятиях. Третье условие – это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Как известно, любимая детская деятельность – это игра. Во время игровой деятельности воспитанники общаются между собой, познают новое и приобретают навыки общения, мышления, развивают речь. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский). Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышает эффективность воспитания и обучения. При грамотной организации образовательного процесса у детей дошкольного возраста:
Подробнее рассмотрим пользу разных видов игр. Дидактические игры с предметами учат ребенка мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, улучшается мелкая моторика. Примеры игр с предметами: «Волшебный мешочек», «Радуга». Настольно-печатные игры представляют собой различные «ходилки», домино, лото, звуковые дорожки, кубики с условными знаками. Они способствуют развитию практически всех компонентов речи, а также психологической базы речи. К таким играм относятся: «Подбери слова к рассказу», «Читаем и составляем рассказ из слов», «Составь рассказ по картинкам», «Звуковые дорожки». Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте. Примеры словесных игр: «Что это за птица (зверь)?», «Придумай небылицу», «Отвечай быстро», «Назови три предмета», «Кто больше назовет предметов?». Игра даёт огромный простор для развития речевой активности дошкольников. Она направлена на владение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой активности. Систематическая игровая деятельность помогает в решении вопросов умственного развития детей, т. к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной. Таким образом, эффективность постоянного применения игр при развитии речи детей дошкольного возраста очень высока.
|