Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами песочной терапии. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Бажина Ольга Александровна | |||
31.01.2023 15:33 | |||
Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами песочной терапии. Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звезды. Но когда звезды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка. Звезды – это песчинки, которые над головой, а песчинки – это звезды, которые под ногами. Феликс Кривин. Игра с песком известна с древних времен как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии». Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство. Этот феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка? В чем заключается особое очарование, магия песка?
Соприкасаясь с ним, человек соприкасается с Бесконечностью. Для ребенка это состояние естественно, для взрослых, к сожалению, часто забыто. Однако каждый стремится постичь истину. И она открывается, когда у взрослого появляется доверие к этой простой детской игре. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Именно поэтому в своей работе с детьми я активно использую песочную терапию как один из методов эстетического развития воспитанников, формирования у них познавательных интересов, развития творческих способностей, мышления, речи, а также как главный фактор психологического здоровья ребенка. Игры с песком можно использовать как для индивидуальной работы, так и для подгрупповых или же фронтальных занятий. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет:
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем историю. Игры с песком разнообразны:
В работе с детьми использую следующие игры:
Эти упражнения обладают колоссальным значением для развития ребенка. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят и что делают; иногда он может пригласить педагога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером картины, разыгравшейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет. Персонажи игры приходят в движение, начинают общение. Путем построения «своего мира» в песочнице ребенок реализует свои творческие способности, отражает свой внутренний мир, свои переживания и эмоции. Кроме развития пространственного и творческого мышления, песочная терапия имеет дополнительный эффект – при работе с песком и мелкими фигурками у ребенка развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика и, конечно, речь.
|