Воспитатель заносит в группу посылку.
-Ребята нам прислали посылку. Чтобы её рассмотреть рассаживаемся поудобнее.
-Как вы думаете, кто прислал посылку? (ответы детей)
-Почему вы так решили?
Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней, и кто мог её прислать. (посылка от библиотекаря)
Нам прислали книги.
-А какие книги?
-Почему вы решили, что это сказки?
-Какие бывают сказки? (Авторские и русские народные)
-Чем отличаются авторские сказки от русских народных? (ответы детей)
Среди книг есть книга без картинок и букв.
-Как вы думаете, что это за книга?
(ответы детей)
Все иллюстрации из этой книги пропали. Давайте их найдём. (Дети ходят по группе и находят иллюстрации)
Найденные иллюстрации вывешивают на мольберт.
-Как вы думаете, из какой сказки эти герои?
(предположения детей)
Основная часть.
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
Вот сегодня, ребята, я прочитаю вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Воспитатель читает сказку: «У страха глаза велики»
-Почему это произведение можно назвать сказкой?
- Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется?
- (Когда так говорят, это значит, что испуганный человек сильно преувеличивает размеры трагедии).
- Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Почему их так назвали?
(Дети: Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка)
Воспитатель: Скажите, откуда брала воду бабушка?
Дети: с колодца
-Что такое колодец?
Воспитатель: Откуда брала воду внучка? Не запомнили это слово «колода»? Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Внучка берёт оттуда воду потому, что в колоде воды меньше, чем в колодце.
Воспитатель: А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца?
Дети: Потому что и лужица, и след от копытца маленькие!
Воспитатель: Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсток.
-Что такое наперсточек?
Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсток). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.
Воспитатель: Скажите, для чего все наши герои носили воду?
Дети: Огород и сад поливать.
Воспитатель: Правильно, они поливали огород и сад. А что растёт в огороде?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться. Кто первый испугался?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал?
Дети: Бабушку, внучку, курочку, мышку.
Воспитатель: А кто почудился зайке?
Дети: Охотники с собаками.
А кто почудился бабке? Внучке? Курочке? Мышке?
Воспитатель: В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки?
Дети: Трусливые, испуганные, пугливые.
Воспитатель: Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу
Дети: Смелые, храбрые, отважные, мужественные.
Ну вот иллюстрации к нашей сказке мы поставили по порядку. Что у нас с вами получилось? (мнемотаблица)
-А для чего нужна мнемотаблица? (для пересказа)
А в нашей книги оказывается и букв нет. Давайте их найдем.
(Дети ходят по группе и находят буквы (ч-щ вырезанные из бумаги)
-Ребята которые нашли красные буквы, проходят за красный стол. Те кто нашёл синие буквы проходят за синий стол.
-Какой звук даёт синяя буква?(Щ)
-Какой звук даёт красная буква? (Ч)
Каждый ребенок берёт себе картинку.
На красном столе лежат картинки, вам надо переделать эти слова так, чтобы в них появился звук (Ч).
На синем столе лежат картинки, вам надо переделать эти слова так, чтобы в них появился звук (Щ).
Воспитатель:
- Каким ласковым словам можно назвать? (гриб-грибочек, волк –волчонок…)
-Как можно изменить слово, чтобы предмет изображенный на вашей картинке стал очень большим? (самолёт-самолётище, кот –котище…)
Воспитатель: Как мы называем большого, сильного волка?
Дети: Волчище.
Воспитатель: А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка?
Дети: Волчишка, волчонок.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем пересказывать сказку, но помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать предложения из текста сказки и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.
Повторное чтение.
(Для пересказа вызываются несколько детей, распределяются роли, надеваются маски)
Ну вот и сказка у нас получилась. Осталось только наши картинки наклеить на странички книги с которых они убежали.
Дети наклеивают иллюстрации в книгу.
Вот такая книга-сказка у нас получилась.
Кто может один пересказать сказку используя эту книгу?
(Воспитатель дает возможность пересказать сказку детям)
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да
Воспитатель: Скажите, сказка эта смешная или грустная?
Дети: Смешная и грустная.
Воспитатель: Правильно, ребята! Смешная это сказка, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам и жалко и смешно героев. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.
-Где и как мы можем использовать нашу самодельную книгу?
(В книжном уголке , для пересказывания сказки)
|