Занятие по звуковой культуре речи в средней группе. «Звуковая культура речи. Звук «Ш»». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Муравьева Алевтина Владимировна | |||
16.01.2023 20:36 | |||
Занятие по звуковой культуре речи в средней группе. «Звуковая культура речи. Звук «Ш»». Воспитатель: Муравьева Алевтина Владимировна. Цель: познакомить детей со звуком «Ш», показать его артикуляцию, учить произносить звук «Ш» в слоге, в слове, во фразной речи, добиваясь чёткого произношения, воспитывать звуковую выразительность речи – произносить звуки с разной силой голоса, развивать речевое дыхание – учить произносить звуки ни длительно на одном вздохе, воспитывать интонацию, выразительность речи, учить интонировать звук «ш», находить его в словах, отрабатывать чёткое произношение его в рифмовках, стихах. Воспитывать у детей внимание, умение слушать педагога, развивать фонематический слух. Материал: зеркала, собачка.
Картинки:
Ход занятия. 1. Миогимнастика Мы умеем улыбаться Мы умеем удивляться Мы умеем сердиться Мы умеем заниматься. 2. Артикуляционная гимнастика. 1. Зеркала, собачка. Послушайте, что я вам расскажу: звук «ш». «Мой язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает (показать). Однажды решил язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделать его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показать). Вдруг язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы и домик закрыл, чтобы собака не вбежала. А хвостик всё равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы. Подождал язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостика не отпускал. Уж очень он боялся, что собака откусит его. Он всё время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показать). Несколько раз язычок отрывал и закрывал домик, а хвостик всё держал поднятым кверху. Но собаки нигде не было. Она давно убежала. А теперь поиграем. Я скажу: «Хвостик греется на солнышке» — вы положите язычок на нижнюю губу. – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу «Собака!» — вы поднимаете кончик языка кверху и спрячете в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а язычок будет сидеть в домике и кончик держать приподнятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!» Дети делают упражнение все вместе – индивидуальный подход. 2. Отгадайте загадку: По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. Как шипит сердитый гусь? Ш-ш-ш-ш Поднимите язычки кверху (округлить и вытянуть губы, произнести ш-ш-ш (2-3 раза). Ладошки поднесите ко рту, но не прижимайте, ш-ш-ш, ощущаете струю воздуха? (хоровые и индивидуальные ответы). 3. Игровое упражнение. Сказать «Слышу», на песенку «ш» — ша, на, уш, ос, ши. 4. Игровое упражнение. Хлопнуть в ладоши на слово со звуком, песенкой гуся «ш». Маша, нос, шуба, доска, шорты, шалун. 5. Выбери картинки, где есть звук «ш» и скажите так, чтобы слышна была песенка гуся. 6. Встали у стульчиков: Мы не девочки Мы не мальчики А теперь мы попугайчики Повторяйте: Шу-шу-шу- я флажком машу, Громко – тихо Ши –ши-ши – это малыши, Медленно – быстро Шо-шо-шо – зимой хорошо Радостно. Ветер дует нам лицо Закачалось деревцо Ветерок всё тише, тише, Деревцо всё выше, выше. Лебеди летят. 7. Давайте вспомним кто, что делает. Змея…? Гусь…? Лес…? Ветер…? Листья…? (шумит, шуршат, шипит). 8. Чтение чистоговорки: Шапка да шубка, Вот и весь Мишутка. Какие ещё знаете чистоговорки? Жук, оса. 9. Стихи на звук «ш». 10. Придумай слова на звук «ш». Ландыш, кошка, лягушка, груша, машина. 11. Итог занятия.
|