Доклад «Развитие связной речи у дошкольников в условиях ДОУ» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ахметова Гульназ Масабиховна | |||
31.12.2022 09:14 | |||
Доклад «Развитие связной речи у дошкольников в условиях ДОУ» Связная речь дошкольника – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали. Согласно введенному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие детей включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Еще в средней группе, я обратила внимание на то, что у моих воспитанников недостаточно отчетливое произношение слов и словосочетаний, отсутствуют навыки ведения диалога, как со мной, так и с родителями, словарный запас недостаточно обогащен. Рассказы детей даже на близкую им тему отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Исходя из важности и актуальности темы, я поставила перед собой цель научить детей грамотно и связно излагать свои мысли. Программа ДО «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ставит перед нами следующие задачи:
Для решения поставленных задач и дальнейшего развития связной речи у дошкольников создала речевую среду. Основными составляющими речевой развивающей среды являются:
Речевой уголок включает в себя:
Через театрализованную деятельность совершенствуется монологическая и диалогическая речь, развивается интерес к литературе, активизируется словарь. В театрализованном уголке размещены различные виды тетра: театр кукол, пальчиковый театр, театр картинок, настольный театр. В данный момент дети легко с диалогом могут инсценировать до десяти сказок: «Зимовье», «Три поросенка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Коза – дереза», «Три медведя» и т.д.. Через сюжетно-ролевые игры развивается речь детей, умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Большую часть оборудования для игр комплектую по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбрать игру по своим интересам. Развитие речи дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Образовательную деятельность по речевому развитию провожу по пособию О.С. Ушаковой «Развитие речи детей». Важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Поэтому при организации образовательной деятельности использую:
Для развития речевой активности у детей в своей работе использую следующие виды рассказывания:
Для успешного развития у детей речи провожу дидактические игры: «Закончи предложение», «Назови три слова», «Сравни предметы», «Назови как можно больше предметов», «Подбери рифму», Чем похожи, чем отличаются», «Скажи по другому», «Придумай предложение» и т.д. Также на занятиях по речевому развитию использую приёмы мнемотехники. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений, поговорок, пословиц, чистоговорок, в пересказывании русских народных сказок. Особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий в развитии связной речи дошкольников. Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает процесс интересным и выразительным. Развитие связной речи происходит во всех видах организованной образовательной деятельности. Без участия речи, словарной работы не может осуществиться и проводиться ни одно занятие, включая занятие по физическому развитию, изобразительной деятельности, математике, музыке и т. д. через физкультминутки (логогимнастики), дидактические игры с элементами движения, подвижные игры, артикуляционную и дыхательную гимнастики, пальчиковые игры, художественное слово и т.д. Работа по развитию связной речи проводилась в тесной связи с родителями, что помогло добиться положительных результатов. Совместно с родителями были разработаны: выставка «Книжка — малышка», подготовила консультации: «Учимся рассказывать», «Приёмы обучения детей рассказыванию», старалась привлекать родителей принимать участие в организации развивающей среды. Из данных диаграммы видно, что у детей обнаружились значительные положительные изменения в развитии связной речи. На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:
Проведенная мною работа по развитию связной речи у детей значительно приблизился к поставленной цели (научить детей грамотно и связно излагать свои мысли).
|