Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Развитие речи у детей
Автор: Мухачева Наталья Григорьевна   
12.12.2022 17:00

Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Мухачева Наталья Григорьевна, воспитатель группы компенсирующей направленности, г. Абакан

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению связной речи, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.

 

Однако развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников и социальной адаптации детей с ОНР.

Как правило, у детей с ОНР снижено внимание, они не всегда проявляют интерес к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не отличаются высокой работоспособностью. Ребенок сосредоточен, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Большую помощь в развитии связной речи у детей оказывает моделирование и модели.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционных групп состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие связной речи.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них и многие другие.

Как правило, у детей с ОНР снижено внимание, они не всегда проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин ребята с речевой патологией не любят запоминать стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, а иногда и отрицательные эмоции.

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Для более успешной работе по развитию связной речи у детей применяем приемы наглядного моделирования:

  • пиктограммы,
  • заместители,
  • мнемотаблицы.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
  • как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми — как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами.

Мнемоника, или мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а так же увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотаблицы— это схемы, в которые заложена определенная информация.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

  • обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах художественной литературы
  • при заучивании стихов.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно — схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотаблицы, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Обучение по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

В практике своей работы при заучивании стихотворений используемприем — «изготовление книжки и запись в нее стихотворения». Используем этот прием в старших группах. На самом первом из занятий, такого типа, объясняем детям, что сегодня они будут делать книжку. В книжке много страничек. В книжке мы будем делать рисунки. Каждая страничка-рисунок будет о чем-то рассказывать, чтобы потом книжку можно было «читать». Далее изготавливаем первую книжку.

После первичного чтения стихотворения предлагаем детям сделать зарисовку на каждый отрывок стихотворения. Читаем по строчкам и рисуем в своей «книжке» на доске, а дети повторяют рисунки в своих книжках (чтобы ускорить процесс изготовления книжки на занятии, делаем изображение простым карандашом, а после занятия можно предложить детям разукрасить свои рисунки). Каждая строка стихотворения – схема. После зарисовки читаем стихотворение и предлагаем детям всем вместе прочесть его, продвигая свой пальчик по страничкам книги. А потом читаем индивидуально по своим книжкам. За год у детей набирается много таких книжек. Храним их в индивидуальных конвертах. Используем их для индивидуальной работы с детьми, а так же дети могут пользоваться ими самостоятельно. Детям очень нравится работа с такими книжками, ведь они становятся взрослее, т. к. «читают» по книжкам.

Так же в своей работе по заучиванию стихов используем авторский дидактический материал «Волшебные колечки» (автор-Довальтер Татьяна Ивановновна). Данный дидактический материал представляет собой бумажные колечки, на которых изображены рисунки или схемы.

Этапы работы с «волшебными колечками»:

  1. этап. Выбор стихотворения для заучивания.
  2. этап. Выразительное чтение стиха.
  3. этап. Разбивание стихотворения на части.
  4. этап. Чтение данной строки для каждой части сопровождается надеванием «колечка».
  5. этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью «колечек».
  6. этап. Заключительный этап — рассказывание стихотворения без помощи колечек.

С помощью этого дидактического пособия и эмоционального настроя на позитивный результат, дети получили от этого огромное удовольствие. Ведь у детей проявляется фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихов, и кроме этого, у них развиваются творческие способности.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции связной речи дошкольников с ОНР и могут быть использованы, как средство повышения интереса к данному виду деятельности, развития познавательной активности, мышления, воображения; оптимизации процесса обучения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год